Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Малахов В. А. дабы способствовать вразумлению человека и спасению его души; что страдание, таким об разом, никогда не может быть ниспослано нам «сверх меры». Поэтому роптать на страдание нельзя; признавая его неслучайность, его уко ренённость в Божьем Промысле, надлежит выносить его со смирением, настойчиво по стигать и реализовывать его смысл. В отличие от древнего и новейшего стоицизма, христи анство всегда учило не презирать страдание, а воспринимать его как определённый жиз ненный урок. Утверждение принципиальной осмысленности страданий - общая позиция христианской философско-богословской мыс ли вплоть до наших дней, позиция, вошедшая, как говорится, в плоть и кровь православной культуры, православного понимания челове ческой жизни. И здесь я вовсе не хотел бы сму щать тех, кого означенная позиция удовлетво ряет вполне, так что никаких вопросов более не остаётся. Тем не менее, непосредственное нравствен ное чувство (которое, вообще говоря, редко ошибается, хотя зачастую может быть преврат но истолковано) нередко говорит нам имен но о бессмысленности, абсурдности, напрас- ности тех или иных человеческих страданий. Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащитное человеческое существо, напри мер, ребёнок, упомянутое непосредственное чувство наверняка подскажет нам, что в этот самый момент уместнее не читать ему наставления о смысле переносимых им мучений, а по пытаться его от них избавить. Разумеется, ребёнок - если перед нами ребёнок - может страдать и оттого, что его некто наказывает и, пред положим, наказывает по заслугам. Всё равно, даже если мы знаем или догадываемся об этом, факт нестерпимости чужих страданий должен оставаться для нас, как людей с совестью, изначальным, определяю щим. Как люди с совестью, мы поймём, почувствуем, что даже в слу чае страданий, по-видимому, вполне заслуженных, как-то нехорошо, не «по-Божески» обращаться к страдающему существу с увещаниями типа: «Пострадай, пострадай! Всё правильно! Авось твои страдания тебя чему-нибудь да научат!». Тем более - а таких случаев, согласитесь, в жизни немало, - когда вопрос о том, за что же и во имя чего стра дает тот или иной человек рядом с нами, остаётся для нас самих без Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащит ное человеческое существо, например, ребёнок, непо средственное чувство на верняка подскажет нам, что в этот самый момент умест нее не читать ему наставле ния о смысле переносимых им мучений, а попытаться его от них избавить. Факт нестерпимости чужих стра даний должен оставаться для нас, как людей с сове стью, изначальным, опре деляющим 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz