Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Опыт страдания в православно-аскетической перспективе термин, служит основою отношения к скорбям и страданиям (ср., напр.: « Печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь... но когда родит младенца, уже не пом нит скорби от радости» (Ин. 16, 20-21); «Печаль ради Бога произво дит... покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7,10) и др.). В аскетическом дискурсе2, а за ним и во всей сфере христианского душепопечения, христианской психологии, принцип претворения последовательно выступает центральной рабочей уста новкой христианской культуры чувств. Одно из первых упоминаний этого принципа мы встретим уже и в «Лествице»: «Божие заступление есть обновление души, подавленной печалию, и оно чудным образом претворяет болезненные слезы в неболезненные» (7,55). Попытаемся дать самое краткое описание этого благодатного претворения. Прежде всего, аскетическая антропология обрисовывает и настой чиво подчеркивает ту двойственную, амбивалентную структуру фе номена страдания, в рамках которой совершается претворение. Есть два облика страдания, и претворение - это переход от одного из них к другому. Облик первый - это страдание в его сырой эмпириче ской реальности, как боль телесная и душевная, невыносимые ощуще ния, нарушение и невозможность нормальной жизни, утрата тех или иных необходимых слагаемых существования. От этого облика идут прямые выходы, следствия к самым разным губительным, негативным явлениям: к опустошенности, ожесточению, озлоблению, к отчаянию, к искажению видения мира, нарушению связей с ближними. Возника ет опасность изоляции, замыкания в своем страдании, отсюда - де формации сознания и личности, а в конечном итоге - их разрушения. Другой же облик во многом противоположен. Как издавна описыва лось в духовной литературе, страдание может оказаться духовной воз можностью, послужить побудительным толчком, материалом, ареной для духовного углубления страждущего человека. В его опыте есть ду ховно поучительные, душеполезные элементы, оно может быть оду хотворенным и промыслительным, т.е. направляющим человека по пути духовного восхождения. «Когда человек находит в себе силы со гласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни... Страдания имеют положитель ную силу и смысл... Они заставляют человека открыть глаза на себя и мир, обращают его к Богу», - пишет уже упомянутый нами о. Алек сандр Ельчанинов3. А у известного христианского апологета минувше го века Клайва Льюиса можно найти такой афоризм: «Страдание - ме гафон Бога». Особенно, пожалуй, часто говорится о душеполезности 1 Дискурс - сложное коммуникативное понятие, включающее в себя как сами тексты, посвященные той или иной области человеческой жизни и знаний, так и все сопутствующие факторы: восприятие мира участниками, их мнения, установки, цели, стоящие перед ними, и прочее, необходимое для адекватного понимания этих текстов. (Прим. ред.) 1 Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996. С. 23.94. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz