Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
О значении скорбей и болезней в жизни христианина НАШЕ СЫНОВСТВО Размышляя о страданиях как, увы, неотъемлемой части нашей жиз ни, каждый из нас будет вынужден признать, что весьма непросто научиться принимать их с благодарением, даже памятуя об их цели тельной силе. Апостол Павел сочувствует нам, хорошо понимая, что человек слаб и «всякое наказание в настоящее время кажется не радо стью, а печалью» (Евр. 11,11). Но есть известное с древних библейских времен утверждение: «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому» (Притч. 3,12). Об этом многократно писали и святые отцы: человек, о котором особо печется Господь, познается по количеству скорбей, ему посылаемых. Может возникнуть вопрос: почему обязательно так, неужели нельзя обойтись без этого? Апостол Павел, в свою очередь, спрашивает нас: а «есть ли какой сын, которого быне наказывал отец?» И если какой отец не заботится о воспитании сына, то это уже будет не отец, а чужой человек. То есть не смущайтесь и укрепитесь сознанием того, что «если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр. 11, 6). Таким путем мы возводимся в достоинство сынов Божиих. Мы же терпели наказания от своих родителей, заботившихся о нашем вос питании. «Еслимы, - говорит апостол, - будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должнымы поко риться Отцу духов, чтобыжить?» (Евр. 11, 9). Жить в новом невероят ном избранничестве, в немыслимом ранее достоинстве сынов Божи их: «Ибо все вы сыныБожии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3, 26). Так что - терпим и благодарим. И более того, помним и боимся: «Если выостаетесь без наказания, которое всемобщее, то вы не сыны, а не законные дети» (Евр. 11, 8). МУКА ВЕЧНАЯ Как воспринимать нам слова Господа о вечности мучений, угото ванных грешникам: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25, 46). Сразу оговоримся, что конкретные слова о «вечной муке» встречаются в Свя щенном Писании лишь один раз, тогда как о «жизни вечной» для пра ведников Господь говорит необычайно часто и подробно. Можно, конечно, при желании найти пару иных формулировок этой мысли о вечности мучений: «подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 29) или «они подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1, 9). Тем не менее, в истории человечества этот образ вечных мучений в глубинах Ада имел необычайно широкое распространение и актив ное воспитательное употребление в практике гомилетики и нрав ственного богословия. 385
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz