Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Хоружий С. С. ния», - говорил прп. Серафим Саровский, а о. Александр Ельчанинов, известный духовный писатель и пастырь русской эмиграции, писал: «Если со Христом, то и со страданиями». Эти общие положения проявляются во множестве конкретных следствий. Страх Божий - действительно одна из ведущих устано вок христианского сознания; формула «умерщвление плоти» широко употребляется в христианской аскезе; а покаянные труды в правосла вии включают в себя жесточайшее самообличение, самоосуждение, острые переживания своей греховности и вины пред Богом и ближ ними. Важную роль в аскетическом опыте играют слезы, «плач духов ный» - настолько важную, что, скажем, в древнесирийской традиции сам термин «монах» в буквальном смысле означал «плачущий». Уже одна знаменитая картина «темницы кающихся» в Пятом Слове «Лест- вицы» достаточна, чтобы говорить всерьез о культе страдания в пра вославной аскезе. И все же вывод о таком культе был бы поспешным и неверным. Стойким мотивом в аскетике проходят и предостережения против чрезмерного, непосильного поста, против самоистязаний, вообще - против культивации страдания как такового, как самоцели; звучат на ставления о строгой необходимости подчинять все самоиспытания духовным задачам подвига. Следующее вскоре за описанием темницы Слово Седьмое носит название «О радостотворном плаче», и стоящий здесь эпитет-оксюморон весьма важен и характерен. Св. Иоанн в этом Слове говорит: «Плач и печаль имеют внутри себя заключенные ра дость и веселие, подобно меду в восковой ячейке» (7, 49). Действи тельная структура сознания оказывается здесь не однородно-страда- тельной, а двойственной, двуполярной, и наряду с полюсом страдания в ней присутствует также полюс радости и веселия, ликования и люб ви. Притом именно этот второй полюс получает в конечном итоге пер венство. Лествичник пишет: «Слезы об исходе души рождают страх; а когда страх породит небоязненность, тогда воссиявает радость; когда же достается в удел нескончаемая радость, тогда выходит цвет святой любви» (7,56). «Радуйтесь и веселитесь!» —сказано христианам уже в Нагорной Проповеди (Мф. 5,12), и у Лествичника, как и во всей исихастской аскезе, веселие о Господе - стойкий лейтмотив. Напро тив, уныние - смертный грех, его одоление - Тринадцатая ступень Ле- ствицы, и «ничто не уготовляет так монаху венцов, как борьба с уны нием» (13,12). При всей лаконичности, даже скупости, эти указания прп. Иоанна точны и глубоки. В них, на поверку, намечается цельная линия хри стианского отношения к страданию и скорби. Ключевое понятие тут - «претворение», изменение самой природы и сути человеческого стра дания. Уже и в Новом Завете оно, хотя и не присутствует явно, как 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz