Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Митрополит Митрофан (Баданин) «БОГ ВСЯКОГО УТЕШЕНИЯ» (2Кор.1,3) Жизненный путь каждого христианина непременно являет собой че­ реду посылаемых от Господа скорбей и утешений. «Помере, какумножа­ ются в нас страданияХристовы, умножаетсяХристом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5) - так ободряет нас апостол Павел, не понаслышке хорошо знающий эти две составляющие жизненного пути христианина. Однако апостол называет и важное условие для получения помощи от Господа в самых критических обстоятельствах, приводя в пример опыт как собственных духовных переживаний, так и его верного спут­ ника Тимофея, в ситуации, когда они уж и «не надеялись остаться в живых». Втех обстоятельствах, пишет Павел, мы «сами в себе имели при­ говор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, вос­ крешающего мертвых» (2 Кор. 1, 8). Таким образом Господь вновь, как и в древности, посылая испытание веры Своим избранникам, ставит человека в самые крайние, критические обстоятельства. Вспомним запредельную скорбь Авраама, готового исполнить Бо­ жье повеление о принесении в жертву единственного сына. По сути, Авраам, приняв в сердце готовность уничтожить свое семя, прерывал и свою жизнь, поскольку прерывался его род. По сути, он тоже шел на смерть - «самв себе имели приговор к смерти». И награда ему от Господа была велика. Мысль о том, что сама память смертная и внутреннее согласие на возможную бли­ зость смерти для христианина есть важней­ шие и обязательные составляющие его ми­ ровосприятия, неоднократно встречается в трудах апостолов и святых отцов. «Аля меня жизнь - Христос, - пишет апостол Павел, но тут же добавляет: - и смерть - приобрете­ ние» (Флп. 1, 21). По мысли апостола, стремление уйти ко Христу, соединиться с Ним - есть самое сокровенное чаяние каждого, кто в полной мере обрел сокровище веры и посвятил себя служению Богу. Об этом, собственно, каж­ дый христианин просит в своих ежедневных молитвах: «врадость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зря­ щих Твоеголица доброту неизреченную»^. Однако этот вожделенный путь восхож­ дения в Царствие Небесное откладывается «Апостол Павел и укус змеи». Спасо-Преображен- ский собор Валаамского мо­ настыря. Худ. Влад Гильруг, 2008 г. Утреннее молитвенное правило. Молитва 5-я свт. Василия Великого. 374

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz