Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
О значении скорбей и болезней в жизни христианина эти две составляющие молитвенных воздыханий упоминаются на Ли тургии в молитве верных: «сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы, и жертвы бескровныя». В этом смысле образцом полноты молитвенного делания христиа нина на все времена является молитва Господа нашего Иисуса Христа в ночь перед Распятием. Эта знаменитая Гефсиманская молитва исто рически называется «Моление о Чаше», хотя она включает себя как раз эти две составляющие: молитву и моление. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: ОтчеМой! если возможно, даминуетМеня чаша сия [это молитва. - м. М.]; впрочем не какЯ хочу, но как Ты [это уже моление. - м. М.]» (Мф. 26, 39). В составе этой молитвы сокрыта вся суть жизненных, волевых уси лий верующего человека, весь смысл его молитвенного делания. Бо жественный Учитель дает нам образец молитвы христианина на все времена. Тогда, во мраке Гефсиманской ночи, зная, что вплотную приблизи лось время немыслимых страданий, Спаситель всем Своим человече ским существом постигает ужас предстоящего страшного завершения Его земного пути. Он сейчас абсолютно одинок в этой борьбе с немо щью человеческой природы и Ему очень страшно. И он молится Отцу Небесному, точно так, как каждый из нас в опасности просит Бога за щитить, уберечь, не допустить совершиться неумолимо приближаю щимся страшным событиям: «ОтчеМой! если возможно, даминуетМеня чаша сия». И нет здесь ничего нового. Точно так же молились, пребывая в язы честве, все бесчисленные поколения людей своим богам до Рождества Христова. Да и сейчас люди порой с требовательной готовностью принимают лишь эту часть молитвы. Христианство, однако, начинается лишь со второй ее части, с моле ния, там, где Спаситель, смиренно склоняя голову, добавляет: «Впро чем, не как Я хочу, но как Ты». Вот в этой-то оговорке и состоит вся суть христианской жизни. Для христианина все богатства мира сего, успех, благополучие, здо ровье, да и сама жизнь, имеют ценность, лишь пока звучит первая часть Гефсиманской молитвы. Как только приходит время произне сти «да будет воля Твоя» и принять в сердце эту волю Божью, какой бы страшной она ни была, в этот миг рождается христианин, которому теперь ничего не страшно, ибо для него «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21). 373
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz