Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

О значении скорбей и болезней в жизни христианина эти две составляющие молитвенных воздыханий упоминаются на Ли­ тургии в молитве верных: «сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы, и жертвы бескровныя». В этом смысле образцом полноты молитвенного делания христиа­ нина на все времена является молитва Господа нашего Иисуса Христа в ночь перед Распятием. Эта знаменитая Гефсиманская молитва исто­ рически называется «Моление о Чаше», хотя она включает себя как раз эти две составляющие: молитву и моление. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: ОтчеМой! если возможно, даминуетМеня чаша сия [это молитва. - м. М.]; впрочем не какЯ хочу, но как Ты [это уже моление. - м. М.]» (Мф. 26, 39). В составе этой молитвы сокрыта вся суть жизненных, волевых уси­ лий верующего человека, весь смысл его молитвенного делания. Бо­ жественный Учитель дает нам образец молитвы христианина на все времена. Тогда, во мраке Гефсиманской ночи, зная, что вплотную приблизи­ лось время немыслимых страданий, Спаситель всем Своим человече­ ским существом постигает ужас предстоящего страшного завершения Его земного пути. Он сейчас абсолютно одинок в этой борьбе с немо­ щью человеческой природы и Ему очень страшно. И он молится Отцу Небесному, точно так, как каждый из нас в опасности просит Бога за­ щитить, уберечь, не допустить совершиться неумолимо приближаю­ щимся страшным событиям: «ОтчеМой! если возможно, даминуетМеня чаша сия». И нет здесь ничего нового. Точно так же молились, пребывая в язы­ честве, все бесчисленные поколения людей своим богам до Рождества Христова. Да и сейчас люди порой с требовательной готовностью принимают лишь эту часть молитвы. Христианство, однако, начинается лишь со второй ее части, с моле­ ния, там, где Спаситель, смиренно склоняя голову, добавляет: «Впро­ чем, не как Я хочу, но как Ты». Вот в этой-то оговорке и состоит вся суть христианской жизни. Для христианина все богатства мира сего, успех, благополучие, здо­ ровье, да и сама жизнь, имеют ценность, лишь пока звучит первая часть Гефсиманской молитвы. Как только приходит время произне­ сти «да будет воля Твоя» и принять в сердце эту волю Божью, какой бы страшной она ни была, в этот миг рождается христианин, которому теперь ничего не страшно, ибо для него «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21). 373

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz