Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Талалай М. Г. дуче устроил марионеточную фашистскую республику, призвав сол­ дат и офицеров отказаться от клятвы королю). После разгрома нациз­ ма, весной 1945 года, священник вернулся на родину в Венето, где его ждала мать - и икона Madonna del Don, перед которой она молилась в ожидании сына. С того момента начинается почитание в Италии Донской Девы Ма­ рии - в первую очередь, среди «солдаток», жен тех итальянцев, что не вернулись с Восточного фронта. Дон Поликарпо воспринимает это как призыв от Самой Божией Матери и объезжает с иконой города и веси, устраивая перед ней моления. Он возвышено называет свою поездку по Италии «Крестовым походом любви и прощения». По­ степенно икона стала восприниматься и как икона ветеранов Русской кампании: к этому призывал сам священник, «в чаянии умиротворе­ ния душ, потревоженных войной», - воистину умягчение злых сердец. Ее принятие католиками облегчалось, как об этом говорилось выше, художественной и типологической схожестью с «Мадоннами», близо­ стью к итальянской религиозности и чувствительности. Западный образ Скорбящей Девы Марии, Mater Dolorosa, ина­ че Vergine Addolorata, в действительности почти тождественен ико­ не «Умягчение злых сердец», где также изображены семь мечей (или стрел). Один из изводов Mater Dolorosa так и называется - Мадонна Семи Скорбей, Vergine dei Sette Dolori. Близки православное и католическое толкования изображаемых мечей (стрел), которые относят их к исполнению пророчества к Ма­ тери Божией от старца Симеона Богоприимца: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Отсюда - более редкое титулование русской иконы как «Симеоново проречение». Образ «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в сердце Богоматери мечами - по три справа и слева, один снизу. Число семь для православных обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае - полноту и бес- крайность того горя, печали и «болезни сердечной», что испытала Бо­ городица во время Ее земной жизни. В католичестве же число семь получило дальнейшую проработку - с перечислением семи скорбей (Sette Dolori): 1) Симеоново прорече­ ние, как в православной традиции; 2) бегство в Египет; 3) трехдневная утрата в Храме 12-летнего Иисуса; 4) встреча с Сыном на Голгофском пути; 5) стояние у Креста; 6) снятие мертвого Сына с Креста; 7) поло­ жение во Гроб. В 1667 году в обиходе Римско-Католической Церкви утвердилась официальная месса в честь Скорбящей Мадонны, или Мадонны Семи Скорбей, и особое ее празднование - 15 сентября, в то время как Православная Церковь чествует эту икону на Сретение. Так же к Ma­ ter Dolorosa следует возвести истоки почитания другой русской ико­ ны, необыкновенно близкой к «Симеонову проречению». Это икона 360

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz