Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Малахов В. А. Речь, конечно же, не о том, что, мол, люди советской поры непрестан­ но мучились, не ведали светлых дней, и уж вовсе не о том, будто бы они в большинстве своем были мучениками или осознавали себя таковы­ ми. Сознавать себя мучеником - вообще сознание дурное, греховное. Речь о восприимчивости и уважении к мученичеству как таковому, речь о всеобщем убеждении, что страдание учит, возвышает челове­ ка, что по-настоящему великие вещи обязательно надо выстрадать. Достоевский в этом отношении неожиданно оказывается более близ­ ким «советскому» взгляду на вещи, чем, скажем, много страдавший на своем веку русский писатель XX века Константин Воробьев, страстно утверждавший, что возведение страдания «в некую доблесть» являет собою «ложь, всесветный обман»...10 Впрочем, вскоре после крушения Советской власти сентенция о том, что «горе человека не красит» и что, прежде всего, «человек должен сделать себе радость при своей жизни»,11обрела такую степень само­ очевидности, о которой горький молчальник Воробьев, надо полагать, и не думал. Исчезновение уважительного отношения к страданию, вообще утра­ та «горизонта страдания» как формирующего начала повседневного человеческого опыта - быть может, одно из характернейших отличий постсоветского этапа нашего совместного бытия от советского. Отно­ ситься к упомянутому отличию можно, конечно, по-разному. Главное, что в этой связи хочется отметить то, без чего все остальное оказа­ лось бы, наверное, прямой неправдой, - это то, что при всех наших нынешних безобразиях один только факт преодоления той страшной и кровавой полосы XX века, которой в основном был обусловлен до­ ставшийся нам в наследство опыт страдания, уже сам по себе побуж­ дает к позитивному восприятию дня сегодняшнего; это историческое обстоятельство, на мой взгляд, невозможно переоценить. Однако необходимо сказать и о другом. Упразднение «высокого» страдальческого горизонта человеческой жизни легко приводит, как показывает уже нынешний наш опыт, к засилью своекорыстия и ге­ донизма, а через гедонистическое опустошение души - к популярно­ му воззрению: все «туфта», сиречь симулякры, а те, кто еще чем-то мучается, страдает, - те «лохи». Заимствуя жаргонизм современной физики, можно сказать, что типичным для наших дней явлением, к со­ жалению, становится своего рода «схлопывание» человека - утрата его бытием внутреннего напряжения и, как следствие, экзистенциаль­ ный провал. Оттого по-особому важны сегодня уроки исторической памяти: не только как напоминание о том, что не должно повториться, но и как внесение контрастного трагического фона в наше нынешнее, 10 Память горькая и чистая: Из архива писателя Константина Воробьева / / Правда. 1988,31 октября. С. 4. 11 Там же. 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz