Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Между мученичеством и повседневностью: советский опыт ре было нечто сквозное, трансисторическое, ибо и в XX веке сколько же людей шло на крестные муки кротко, безоглядно - словами Федо­ това, даже не в борении «за веру Христову», а просто «в последова­ нии Христу».8 Ныне и присно по кручам Синая, По полю русскому в русское небо, Ни колоска под собой не сминая, Скачут лошадки Бориса и Глеба... Борис Чтибабин Разумеется, в советское время мученики подобного рода (собствен­ но мученики в христианском понимании этого слова) не были и не могли быть на виду. Это, однако, не означает, что они не оказывали на нравственную атмосферу тех лет никакого воздействия. Они были христианами, и нельзя забывать об их молитвенном соприсутствии в нашей тогдашней, пусть внешне и обезбоженной, жизни. Вместе с тем, реальные человеческие связи всегда глубже и богаче тех идеоло­ гических схем, которыми их стремятся обуздать власть предержащие. И вот на уровне непосредственных взаимоотношений, официально как бы не замечаемых, но при этом вездесущих, формирующих и про­ низывающих повседневное бытие всякой человеческой общности, вполне ощутимым во множестве случаев оказывалось влияние если не собственно мучеников, то, по крайней мере, людей, близких к ним по своему душевному складу, своей человеческой несокрушимости.9 Память детства, семейные предания, старинные альбомы оживляли образы таких людей в сознании их потомков - современников новой советской эпохи. Во-вторых, своих официальных мучеников имел и советский ре­ жим. Слово «мученик» в этом контексте я употребляю без кавычек, поскольку речь-то идет о реальных людях, сознательно пострадав­ ших за свои убеждения, - пусть их биографии зачастую и искажались в пропагандистских целях. В высшей степени характерным представ­ ляется то, что без опоры на «сонм» (здесь-то уже кавычки неизбежны) подобных мучеников советский строй, оставаясь собою, обходиться не мог. Поколение за поколением вырастало под аккомпанемент рас­ сказов о жертвенных подвигах Пашки Корчагина, Зои Космодемьян­ ской, Александра Матросова... Разумеется, все такие рассказы неиз­ бежно имели своей сверхзадачей утверждение начал единомыслия и единочувствия в тогдашнем советском обществе. И, тем не менее, в рамках решения самой этой задачи воспитание на подобных обра- х ФедотовГ П. Святые Древней Руси. С. 28-30. 9 О подвиге мѵчеников XX века как свидетельстве нашему времени о несокрушимости духовных основ человеческого бытия ср.: ДеллАста А. В борьбе за реальность. К.: Дух і Литера, 2012. С. 154-159. 349

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz