Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Значение мученического подвига. Противостояние императора Ликиния стало только последним усилием тьмы противостать евангельскому свету, пришедшему в об щество Римской империи через мученическое служение Христовой проповеди. И когда император Ликиний в 324 году начал вести войну с Западной империей, желая ее захватить, император Константин легко и быстро справился с противником, выиграв все сражения. 18 сентября 324 года император Константин, став единым правителем всей Рим ской империи, дал всем народам страны возможность основательно изучать учение Церкви, глубоко просвещаться Евангелием, принимать Крещение, возрастать духовно и укрепляться в христианском благоче стии, решительно отвергая ложность и заблуждения язычества. И это все равноапостольный Константин делает благодаря подвигу святых мучеников, которых он особенно любил, как свидетельствует Феодо- рит, епископ Кирский, описывающий деятельность императора Кон стантин на первом Вселенском соборе, когда он встретился с еписко пами исповедниками, пострадавшими во время гонений. Автор пишет, что Константин, «заметив же, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, и узнав, что это страдание они потерпели за твердость в вере, прикасался губами к их язвам с полной верой, что извлечет отсюда благословение для своей любви».17 Это широкое просвещение языческих народов Евангелием принес ло Римской империи полную христианизацию общества и следова ние обществом в своей жизни и деятельности Христовым заповедям, что явило полную победу Церкви, христианства, царства не от мира сего над царством мира сего. Ибо общество, принявшее Евангелие и живущее по заповедям Христовым, уже не является обществом от мира сего, находящимся во тьме неведения и пороков, а становит ся обществом Божиим не от мира сего, знающим истину и живущим нравственно-духовной жизнью. В этом есть смысл Евангелия, миссия Церкви, задание каждого христианина - нести свет Христова учения людям мира сего, царства земного, погрязшего в тьму греха, страстей и неведения, пока люди не примут Евангелие, пока не будут следовать его истине. И хотя с христианизацией общества заканчивается это вы сокое служение мучеников для проповеди Евангелия, потому что люди уже живут по евангельским заповедям, образ мученического подвига настолько значителен и важен для Церкви, что остается всегда при мерным и живо питающим души верующих, всегда ярким и величе ственным. Церковь Христова навсегда остается Церковью мучеников, помня этот величественный подвиг и всегда живя им, ибо только он меняет мир, преодолевает грех и зло мира сего, мира земного. Об этой живости восприятия мученического подвига говорит святитель 17 Феодоршп, еп.Кирский. Ц ерковная история. Кн. 1,11. 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz