Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Значение мученического подвига. Противостояние императора Ликиния стало только последним усилием тьмы противостать евангельскому свету, пришедшему в об­ щество Римской империи через мученическое служение Христовой проповеди. И когда император Ликиний в 324 году начал вести войну с Западной империей, желая ее захватить, император Константин легко и быстро справился с противником, выиграв все сражения. 18 сентября 324 года император Константин, став единым правителем всей Рим­ ской империи, дал всем народам страны возможность основательно изучать учение Церкви, глубоко просвещаться Евангелием, принимать Крещение, возрастать духовно и укрепляться в христианском благоче­ стии, решительно отвергая ложность и заблуждения язычества. И это все равноапостольный Константин делает благодаря подвигу святых мучеников, которых он особенно любил, как свидетельствует Феодо- рит, епископ Кирский, описывающий деятельность императора Кон­ стантин на первом Вселенском соборе, когда он встретился с еписко­ пами исповедниками, пострадавшими во время гонений. Автор пишет, что Константин, «заметив же, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, и узнав, что это страдание они потерпели за твердость в вере, прикасался губами к их язвам с полной верой, что извлечет отсюда благословение для своей любви».17 Это широкое просвещение языческих народов Евангелием принес­ ло Римской империи полную христианизацию общества и следова­ ние обществом в своей жизни и деятельности Христовым заповедям, что явило полную победу Церкви, христианства, царства не от мира сего над царством мира сего. Ибо общество, принявшее Евангелие и живущее по заповедям Христовым, уже не является обществом от мира сего, находящимся во тьме неведения и пороков, а становит­ ся обществом Божиим не от мира сего, знающим истину и живущим нравственно-духовной жизнью. В этом есть смысл Евангелия, миссия Церкви, задание каждого христианина - нести свет Христова учения людям мира сего, царства земного, погрязшего в тьму греха, страстей и неведения, пока люди не примут Евангелие, пока не будут следовать его истине. И хотя с христианизацией общества заканчивается это вы­ сокое служение мучеников для проповеди Евангелия, потому что люди уже живут по евангельским заповедям, образ мученического подвига настолько значителен и важен для Церкви, что остается всегда при­ мерным и живо питающим души верующих, всегда ярким и величе­ ственным. Церковь Христова навсегда остается Церковью мучеников, помня этот величественный подвиг и всегда живя им, ибо только он меняет мир, преодолевает грех и зло мира сего, мира земного. Об этой живости восприятия мученического подвига говорит святитель 17 Феодоршп, еп.Кирский. Ц ерковная история. Кн. 1,11. 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz