Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Значение мученического подвига. На христианское формирование Константина также сильно повли яла его мать, благочестивая Елена, которая, приняв Таинство Кре щения, помогала своему сыну все более и более отвергать язычество и следовать Евангелию. Став в 306 году, после смерти своего отца, це зарем Галлии, Британии и Испании, Константин продолжил благоче стивое правление своего отца в этой западной части империи, вводя евангельские основы в жизнь общества и в государственное управ ление. Более того, жестокость, ненависть, развращенность и вражда языческих правителей Римской империи в отношениях между собой и с народом заставляли цезаря Константина даже быстрее отвергать ложность и тьму языческого неведения и следовать истине и свету Евангелия, так ярко проповеданного святыми мучениками. Констан тин об этом свидетельствовал сам: «Я отчуждился от бывших доселе w 14 правителей, потому что видел дикость их нравов».14 Однако Константин, увидев этот свет Христов в жизни христиан, ос вещающий народы Римской империи подвигом мучеников и жизнью всей Древней Церкви, желал помочь преодолеть тьму язычества во всех частях его большого государства, где еще лилась кровь мучеников и продолжала светить людям своей истной и любовью. Откликаясь на просьбу народа, Константин, ставший в 308 году августом Запада, ос вобождает Италию и столицу империи Рим в 312 году от жестокого и порочного тирана Максенция. Эта победа над Максенцием, которая предварялась чудесными явлениями, очень вдохновила Константина, как сообщает Евсевий Кесарийский: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил васи- левс, —я собственными очами видел составившееся из света и лежав шее на солнце знамение креста с надписью: “Сим побеждай!”».15И за тем Евсевий продолжает: «Во сне явился ему Христос Бог с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».16Данные чудесные явления не только подняли дух августа Константина и его армии в борьбе с Максенцием, которого они быстро победили, но эта поддержка Господня для Константина стала самым мощным толчком к продолжению его борьбы с язычеством и введению христианства в обществе и Восточной части Римской империи. Для этого император западной части Римской империи Констан тин сближается с восточным императором Ликинием, даже роднит ся с ним, выдавая свою сестру Констанцию замуж за него. Во время этих свадебных торжеств в Милане в 313 году, 1700 лет назад, Кон стантин смог склонить Ликиния к составлению текста Миланского 14 Евсевий. Ж изнь Константина. Кн. И, 49. 15 Там же. Кн. 1,28. 16 Там же. Кн. I, 29; cf.: Lucius Caecilius Firmianus Lactantius De mortibus persecutorum, 44, 5 ,6 . 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz