Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Архимандрит Амвросий (Макар) ем и благочестием, своим покоем, кротостью и смирением. Эти их ка­ чества и добродетели замечали и правители в Римской империи. И не только замечали, но и всматривались в благочестивую жизнь христи­ ан, изучали основы христианской религии и даже предпочитали их язычникам. Показательным в этом отношении был отец Константина Великого Констанций I Хлор, который в 293-305 годах управлял Галлией, Бри­ танией и Испанией как цезарь, а 305-306 был августом, императором западной части Римской империи. Благодаря этому яркому свиде­ тельству христианских мучеников и жизни всей Церкви император Констанций не только хорошо видел, как вера в Иисуса Христа делает христиан нравственно твердыми и любвеобильными людьми, как они, следуя Закону Божию, являются сильной и крепкой опорой для обще­ ства и государства, но он также прекрасно видел на этом фоне христи­ анской жизни своеволие и развращенность язычников, становящихся безразличными, изменчивыми и даже ненадежными для императора. Поэтому Констанций не только не преследовал христиан, он прямо предпочитал их язычникам и даже часто освобождал язычников, ак­ тивных идолопоклонников, от государственных должностей и ставил на их места христиан и приближающихся к христианству людей.12 Это предпочтение христианства язычеству в государственном управлении своего отца с детства прекрасно видел Константин, что помогло ему формироваться христианином, несмотря на трудные об­ стоятельства его жизни. Константин длительное время был вынужден провести при дворе императоров восточной части Римской империи Диоклетиана и затем Галерия в их столице Никомедии, вдали от своих благочестивых родителей. Однако безнравственность этой среды не только не сломила Константина, а еще более утвердила его в христи­ анстве, помогла ему возрасти в христианской чистоте, правде и любви. Благодаря своим христианским взглядам Константин смог сохранить себя от развращенной среды императорского двора, которая «пред­ ставляла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может доходить человечество, порабо­ щаемое нечистыми, страстными сердечными похотями и впадающее в “превратный ум” (Рим. 1, 28). Суетная пышность и роскошь, пьянство и объедение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамо­ лы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лжи­ вое почтение к мнимым богам».13 12 ETZEBIOE ЕІЕ T O N BION Т О Т М А К А РЮ Т K H N ZTA N T IO Y Т О Т ВА ЕІЛ ЕП Г. Евсевий Памфил, епископ Кесарии П алестинской. Ж изнь блаженного василевса Константина. Кн. 1 ,16. 13 Ж итие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены. Ж ития святых по излож ению святителя Димитрия, м итрополита Ростовского. М есяц май. 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz