Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Значение мученического подвига. одолевали вы все истязания его, то предпринял враг попытку страхом меча привести в боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы от Хри ста, всегда вожделенного душам боящихся Его. И не знал он, жалкий, что меч его из выи святых подвижников изводит обильные источники кровей, и в этих-то потоках кровей святых сам он погибает. Однако же со стыдом сказал силам своим: “Боюсь и робею этой крови, струящей ся из выи закалаемых за имя Иисуса Назарянина, потому что друг дру га убеждают они умереть за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь их. Уже не в силах я одного часа или даже мгновения противостоять единодушию учеников Христовых. Для меня гораздо лучше было бы не воздвигать на них царей. Ибо вот, повсюду преследует меня кровь их. Воня (благоухание) этой крови расслабляет мои силы. Не могу никак и приблизиться к тому месту, где есть кости учеников Иисусовых”».9 Однако, несмотря на то, что язычники не понимали христиан, от вергали их, считали их недопустимой сектой, в которой они предают ся постыдным делам, как свидетельствует Афинагор Афинский: «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешениях Эдиповских»10(так представляли себе язычники христианские агапы), христианские му ченики все время положительно влияли на языческое общество сво ей кротостью и смирением, они просто сияли перед народом своей любовью, невинностью и благостью. Тертуллиан, видя это неизречен ное влияние христианских мучеников на общество Римской империи, емко выразился: «Чем более вы истребляете нас, тем более мы умно жаемся; кровь мучеников есть семя [христианства]» («Semen est san guis christianorum»).1 Древнехристианские мученики сильно влияли на сознание не толь ко простого народа, но и на людей образованных, интеллектуальных, на философов, которым казалось, что христиане отказались от своей древней культуры и цивилизации. Мученики показывали им, что они отнюдь не чужды развития человеческого разума, познания, а наобо рот, всецело находятся в поиске истины и правды. Римское языческое государство также, не понимая христиан, преследовало Церковь, по тому что она была новым независимым тайным обществом, к тому же, находящимся в оппозиции к официальной религии, противником культа императора, что считалось государственной изменой и поэто му тяжким преступлением. Но древнехристианские мученики, спо койно перенося гонения и мучения, свидетельствовали правителям империи о своем уважении к государственной власти и к ее законам. К тому же, мученики также влияли на государство и своим миролюби * Преподобный Ефрем Сирин. П охвальное слово мученикам. Творения, том 2. 1(1 L a su p p lic a in fa v o re d ei i c ris tian i. 3. 11 Апология. 50// Тертуллиан. Творения. Киев, 1912. Ч. 2. С. 50. 339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz