Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Значение мученического подвига. Смерть святого апостола Стефана была не просто первым мучени ческим подвигом в просветительском служении апостолов. Святая кончина первомученика ярко свидетельствует о существе мучени чества Христовых последователей, о величии этой кончины, о силе и непреодолимости свидетельства мучеников, об их небесности, над- мирности, неотмирности. Но, вместе с тем, этот образ мученической кончины свидетельствует и о ничтожности и превратности грешно го мира сего, лежащего во зле и беззаконии, о его ненависти к свету правды, истины и любви. Вмученическом подвиге христиан речь шла о свете и тьме, об исти не и лжи, о любви и эгоизме, о святости и грехе, что, естественно, ярко свидетельствовало о силе и непреодолимости света, о немощи тьмы перед светом Христовой правды, любви и истины, как об этом гово рит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его » (Ин. 1, 5). Поэтому святые мученики, про должая апостольское служение несения света и истины в сей мир тьмы и лжи, смиренно и кротко переносили гонения, преследования и все мучения, помня о непреодолимости Церкви, о чем Сам Господь запо ведал Своим ученикам: « Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Христианские мученики не только помнили это учение Христово о Церкви, о ее силе и непобедимости, но и видели в своей жизни, как немощны зло и ненависть мучителей и как силен Господь в Своей Церкви и в их мучениях. Они видели, сколь несравнимо благо вечной жизни с временными, тленными, преходящими благами века сего, как они ничтожны и мрачны в сравнении с величием, славой и светом будущей жизни, ибо мученики жили уже не в мире сем, а на небесах, со Христом Спасителем, подобно апостолу Павлу, как он сам об этом свидетельствует: «уженея живу, ноживет вомне Христос» (Гал. 2, 20). И святые мученики не только видели эту несравнимость благ двух противоположных друг другу миров, но своим спокойствием, кротостью и смирением свидетельствовали языческому миру о том, как ничтожны блага мира сего и как величественно сокровище мира небесного, вечного. Это свидетельство было настолько ярко и неизреченно, что пре красно выражалось в парадоксе самого мучения: мученики, терпев шие страшные, неописуемые муки и страдания, всегда сияли радостью и красотою своей кроткой и смиренной души, а мучители, которые из девались над мучениками, над своими жертвами, пребывавшими пол ностью в их руках, были мрачными и печальными, злостными и нена вистными, вместо того чтобы радоваться победе в умерщвлении жертв. Мучители печалились потому, что не могли победить мучеников, скло нить их к отречению от Христа, ибо мученики побеждали мучителей своей стойкостью, непреодолимостью, непобедимостью. 337
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz