Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Архимандрит Амвросий (Макар) МУЧЕНИКИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Церковная историческая наука, изучая феномен мученического слу­ жения, утверждает: «Мученичество есть продолжение апостольского служения в мире. (...) Мученики были проповедниками христианства, продолжателями апостольского служения, и эту миссию они испол­ няли именно как цартирва, т. е. являясь свидетелями».5Исследова­ тели добавляют: «Вместе с тем, мученичество - это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства соб­ ственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать ([греч.] цартирг](Ко) об ис­ тине” (Ин. 18, 37 )».'6 Действительно, Христос Спаситель пришел в этот мир, чтобы про­ светить его, чтобы спасти его от мрака неведения и греха, чтобы вве­ сти людей в свет ведения и истины. Он умер на Кресте, воскрес и соз­ дал Свою Церковь на земле для того, чтобы выводить людей из тьмы печали и отчаяния в свет радости и надежды. Как Сам Господь этому служил Своей проповедью и крестной смертью, так Он послал и Сво­ их учеников апостолов {греч. апотоХос, - посол, посланник, от глаг. посылать, греч. атюатёХА,©) продолжать это служение. Поэтому святые апостолы не только просвещали иудейский и языческий мир пропо­ ведью Евангелия, они все также претерпели гонения, преследования и мучения от восставших против их проповеди иудеев и язычников, и затем все они запечатлели свою проповедь мученической смертью, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом проповед­ ническом подвиге святых апостолов, завершивших свою жизнь муче­ нической кончиной, ярко свидетельствует уже смерть первомученика святого апостола и архидиакона Стефана, который не только, упо­ добляясь Иисусу Христу, смиренно и кротко принял мученическую смерть от иудеев, побивших его камнями (см.:Деян. 7, 57-59), но и, по­ добно Спасителю, просившему у Отца Небесного прощения Своим распинателям: «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк, 23, 34), первомученик также обратился к Богу, прося прощения греха сво­ им убийцам: «Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60)? 5 Болотов В. В. Лекции по истории Д ревней Церкви. Том III. И стория Церкви в период до Константина Великого. Ч. 1 ,1.; см.: ПосновМ. Э. И стория христианской Церкви (до разделения Ц ерквей в 1054 г.). Гл. 2. 6 М ученик. Открытая православная энциклопедия «Древо»: http://drevo-info.ru/articles/1068.htm l; см:Живов В.М. Свя­ тость. Краткий словарь агиографических терминов, http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/zhivov_agiografia_lg5_all.shtm l; ЕпископБалашихинскийНиколай. И конография святых мучеников: http://w w w .m epar.ru/library/vedom osti/64/1321. 7 П оэтом у Евсевий Кесарийский пишет, что мученики «охотно отдавали звание мученика Христу, верному» и свиде­ тельствовали о себе: «А мы просто исповедники ничтожны е», см.: ЕвсевийПамфил. Церковная история. Книга пятая, 2 ,3 . 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz