Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Значение мученического подвига. описать, выразить словесно и даже воспеть, прославить его у нас нет достаточных возможностей, настолько это богатый и неизреченный образ. Святой Ефрем Сирин, начиная описание мученического подви га, чувствуя его величие и непостижимость и, вместе с тем, видя свою немощь и неспособность передать величие этого подвига письменно, говорит: «Малосмысленный, неученый и ничего не стоящий человек намеревается написать и выставить всем напоказ прекрасную, вели чественную и привлекательную картину, то есть рассказать о подвиге святых мучеников; в то же время нет у него и красок, достойных такой картины, и персты его неспособны даже этой картине дать совершен ное начертание. Как же он, ничтожный и неискусный, осмеливается написать картину, которая выше маломощных сил его?»4 Однако христианское мученичество не было лишь свидетельством в мире сем о существовании на земле другого мира, Церкви Христо вой. Мученики совершали самым ярким образом миссию Церкви: нес ли в мир сей Евангелие, просвещая людей истиной Христовой, как Сам Спаситель заповедал Своим последователям. Изложив Своим учени кам Заповеди Блаженства и завершив их словами: « Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поно сить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», Господь им сразу возвещает: «Вы - соль земли», «Вы - светмира», и объясняет Сво им последователям: «Не можетукрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,10-16). Поэто му мученичество христиан становится самым ярким светом в древнем мире: в заблуждении иудеев и во тьме языческого общества. Христи анские мученики стояли впереди евангельской проповеди, просвещая светом Христова учения народы, исполняя самым глубоким образом заповедь Господню: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого /уха, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Церковь Христова, будучи качественно другим миром на зем ле и имея заповедь Господню о просвещении народов Евангелием, не искала лишь сосуществования на земле с миром сим, но она всегда стремилась и все делала для того, чтобы просветить общество, в ко тором она жила. Церковь никогда не останавливалась в совершении этой миссии, даже тогда, когда этот мир жестоко гнал ее и преследо вал, стремясь истребить христиан. Мученичество становится впереди этого церковного служения и, более того, видит себя полностью в этом служении и совершает его настолько успешно, что ведет общество к принятию христианства, его христианизации. 4 Преподобный Ефрем Сирин. П охвальное слово мученикам. Творения, том 2. 335
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz