Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Архимандрит Амвросий (Макар) ли помочь ему спастись, преодолеть грех, восстановить в нем образ Божий и возвратиться в утерянный им рай. Только Сам Бог мог со­ вершить спасение человека от греха, беззакония и смерти, ибо «требо­ валось не менее как воссоздать человека»,1что мог совершить только Сам Творец, создавший человека, как учит святитель Афанасий Ве­ ликий: «После того, как через преступление люди подверглись порче природы и лишились благодати, чему другому надлежало быть, или кто потребен был для восстановления их, как не Бог Слово, создавший вначале все из ничего?»2 Поэтому мученики своими мучениями и смертью свидетельствуют миру сему, что Господь Иисус Христос Сын Божий, сойдя с небес, во­ плотившись от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившись, про­ поведал Евангелие людям на земле, был распят на Кресте и, как учит апостол Павел, «умер за грехи наши, по Писанию», был погребен, воскрес в третий день (см.: 1 Кор. 15, 3-4) и, вознесшись на небо, ниспослал от Отца Духа Святого на Своих учеников и апостолов (см.:Деян. 2, 22-33), создал Церковь святую, которая есть Его тело и Он ее Глава (см.: Кол. 1,18, 24). Об этом христианские мученики свидетельствуют - о создании Церкви Христовой, не земной, а небесной, или, как говорит святитель Герман, патриарх Константинопольский: «Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется».3То есть святые мученики свиде­ тельствуют сему миру, что на земле кроме земного царства есть и Не­ бесное Царство. Именно в этом и состоит смысл первых слов Христо­ вой проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17; ср.:Мк. 1, 15), с которыми обратился к людям уже Предтеча Госпо­ день Иоанн, предваряя евангельскую проповедь Христа Спасителя. Еще до основания Церкви Иисус Христос возвещает слушающим Его проповедь о приближении создания другого, нового мира, другой, новой жизни. Спаситель уже иудеям, не принимавшим Его проповедь, говорит, что Он совершенно не принадлежит к миру, в котором они находятся, что Он на земле от мира небесного. Поэтому Господь воз­ вещает иудеям: «Вы от нижних, Я от вышних ; вы от мира сего, Я не от сегомира» (Ин. 8,23). А объявив людям, что Он не от мира сего, Христос 1 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. П равославно-догматическое богословие. Т. 2. СП б., 1883. С. 12. 2 D e incarnat. Verbi Dei, n. 7; ср.: «Н адлежало быть одном у из двух, - говорит святой Прокл К онстантинопольский, - или все, вследствие приговора, подвергнутся смерти, потом у что все согреш или; или принести взам ен такую цену, за которую всякое осуж дение было бы отменено. Н о человек не мог спасти себя, потому что он-то и подлежал дол­ гу за грех. Не мог спасти рода человеческого и Ангел: потом у что бы л недостаточны й к такой цене. Итак, над­ лежало, чтобы безгреш ный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» (In laud. S. Virg. Orat. 1); «Бог Слово, единый человеколюбивый, является посредником м еж ду Богом и людьми, становится послуш ­ ным Духу, врачует наше непослуш ание принятием того, что п од обн о нам и от нас, и делается для нас примером послушания, без коего невозм ож но получить спасение» ( Иоанн Дамаскин. Точное излож ение православной веры. Кн. III, гл. 1). 3 St.Germanus ofConstantinople. O n the Divine Liturgy (the G reek text w ith English translation). N ew York, 1984. P. 56. 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz