Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Игумен Митрофан (Баданин) дательные препятствия для введения человеческого греха в обиход, предлагая патологию в качестве нормы жизни, представляя самые низменные страсти естественной потребностью каждого человека. В памяти современного человека еще осталась логическая цепочка: грех есть зло, но современная либеральная идеология уже не ведает самого понятия греха, она утратила понимание того, что, собственно, есть грех. Но от этого инфантильного неведения зло греха не упразд няется и продолжает нести в себе страшную разрушительную силу, которая не утихнет, пока не достигнет своего апогея, а именно торже ства небытия. Таким образом, мир, вставший на путь отступления от Закона Божьего и узаконивающий грех, не имеет будущего и неизбеж но завершит свой путь катастрофой, повторив опыт Содома и Гомор ры - «Иниспал огонь с неба отБога и пожрал их» (Откр. 20, 9). Реализуя греховный потенциал человеческой личности, «либераль ная идея обличает себя как антихристианская, ибо диаметрально про тивоположна ей».4 В течение двух тысячелетий христианская идея, противостоя греховному началу в человеке, реализовала себя как тор жество жизни, как полнота бытия. Именно в стремлении преодолеть свою врожденную человеческую греховность через покаяние и аске зу сокрыты истоки православной святости, и этим путем восходили к свету все великие подвижники христианства, своим житием прида вавшие высший смысл дальнейшей истории человечества. Но когда же наступит этот День Гнева? Когда ниспровергнет Го сподь «во гневе Своем и в ярости Своей... серу и соль, пожарище на всю землю» (Втор. 29, 23)1 Ответ на этот вопрос сокрыт в том же эпизоде Книги Бытия. Когда готовился суд Божий над городами разврата, Ав раам выпрашивает у Господа условие отмены страшного решения об их уничтожении: «да не прогневаетсяВладыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять [праведников]?Он сказал: не истреблю ради десяти... Яради них пощажу все место сие» (Быт. 18, 32, 26). Таким образом, даже небольшое количество праведников, людей, живущих по Закону Божьему, способно удержать гнев Божий и продлить ход мировой истории. VII Но работа князя тьмы не знает перерыва, зло греха без устали разъедает души некогда верных чад Христовых. Все чаще прави тельства стран, имеющих древние христианские корни, отступают от евангельских заповедей и на законодательном уровне принимают решения, которые христианин не сможет исполнять, ибо они уза конивают грех. Становится очевидным, что в ближайшее время ве- 4 Кирилл, митрополит Смоленскийи Калининградский. Вызовы соврем енной цивилизации. Как отвечает на них П раво славная Церковь? М ., 2002. С. 121. 322
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz