Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Чадаева А.Я. Всех Святых Мучеников Православной Церкви со склепом для погре­ бения в нем всех за веру православных китайцев избиенных, устано­ вив им ежегодное празднование 10 и 11 июня. Глубокий мистический смысл есть в обретении останков алапаев- ских мучеников именно здесь, на многострадальном островке русской земли посреди огромного Китая. Митрополит Китайский и Пекинский Иннокентий наиболее глубоко понял смысл происходившего. Вспоми­ ная тот день, когда гробы с останками Августейших мучеников были перенесены в церковь прп. Серафима Саровского, владыка говорил:«... когда раздалось пение тропаря “Да воскреснет Бог”, настроение наше резко изменилось и на душе стало радостно. Верилось, что Господь не допустит окончательной гибели России, и Россия вновь восстанет в прежнем величии и мощи, славя Воскресшего из Мертвых». Какое-то время святые мученики-китайцы и Царственные страсто­ терпцы почивали под сенью одного храма. Он был воздвигнут во имя Всех Святых Мучеников на земле, приобретенной епископом Иннокен­ тием на деньги контрибуции, полученные за разорение Русской Мис­ сии - от последнего китайского Императора династии Цин. В склепе под храмом в шести больших каменных гробах и были упокоены две­ сти двадцать два китайских мученика. Вэтот склеп в 1938 году были перенесены пять гробов с телами Кня- зей-мучеников и Федора Ремеза18. Боялись новой смуты, ибо Япония уже начала свое вторжение в Китай. Но и на этом посмертные мытарства страдальцев не окончились. В 1943 году в присутствии делегатов эмигрантских комитетов Пекина, Тянцзина, Шанхая, двух врачей и других персон перекладывали тела убиенных в новые гробы из толстого цинка на красивых медных нож­ ках. Предварительно останки обмывали, переодевали во все новое... По мистическому счету, возможно, все это происходило для того, чтобы удостоверить присутствовавших в признаках святости муче­ ников. Выдержка из записки «Алапаевские мученики», подписанной иеро­ монахом Николаем: «Тела всех мучеников не были повреждены тлени­ ем. Никакого запаха от них не было, и на одежде не было плесени, хотя они пролежали 25 лет, причем несколько лет в дырявых гробах. В гробу Князя Игоря Константиновича нашли незабудку, она была свежа, как бы только сорвана в поле. ...Нетленные тела и сохранившаяся незабудка - это преславное чудо Промысла Божия и указание нам, грешным, на то, что святые души рабов Своих - мучеников - Господь принял в светлые Небесные Оби­ тели на вечное блаженство...» 18 Алапаевский мученик Феодор Михайлович Ремез (18/8-1918) - управляющий Двором Великого Князя Сергея Михайловича, добровольно последовавший за ним в ссылку. 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz