Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Святые князья-мученики Алапаевские С. В. Фомин приводит еще одно свидетельство о явлении Елизаветы Федоровны в читинском соборе, где осенью 1919 г. служил перед эми­ грацией митрополит Нестор Камчатский. Трудно удержаться, чтобы вслед за Фоминым не повторить этот эпизод: «Во время совершения малого входа все священнослужители выхо­ дят из алтаря на середину храма. ...Митрополит Нестор стоит посре­ дине храма на приготовленном для него амвоне. В это время владыка видит, как из левого придела, живая, выходит Елизавета Федоровна. Молится перед алтарем и последняя подходит к нему. Он ее благослов­ ляет. Все переглядываются. Кого он благословляет? Пустое место?.. “Владыка, малый вход!” Но владыка Нестор никого не слышит. Радост­ ный, сияющий, он входит в алтарь. В конце обедни говорит настояте­ лю: “Что же ты скрываешь? Елизавета Федоровна жива! Все неправда!” Тогда настоятель заплакал: “Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов”. Но владыка не верит: “Я видел ее живую!”»14. VII. На русскую землю - в Пекин Через полгода возникла настоятельная необходимость покинуть Читу и по распоряжению генерала М. К. Дитерихса тайно отправить траурный кортеж в Китай. Когда прослеживаешь пунктир немыслимо далекого пути, проделан­ ного лежащими в гробах, представляется, что они совершали крест­ ный ход по необозримым пространствам Урала, Сибири, Китая... Что они, по воле Божьей, уже почивали во святых и собою освящали земли, на которых предстояло пролиться морям крови и слез. Надо с благодарностью вспомнить атамана Г. М. Семенова и его быв­ шую возлюбленную М. М. Семенову-Глебову, которые финансировали дальнейшее перемещение мучеников. «До станции Хайлар, - докладывал далее игумен Серафим, - я до­ ехал без всякой охраны, инкогнито, благополучно. Здесь же на не­ сколько дней власть переходила к большевикам, которые мой вагон захватили, вскрыли гроб Иоанна Константиновича и хотели над всеми совершить надругание. Но мне удалось быстро попросить командую­ щего китайскими войсками, который немедленно послал свои войска, которые отобрали вагон...» В Пекин траурный поезд прибыл 3 / 16 апреля 1920 года - в Светлую Пятницу. Никто из членов российского посольства встретить его не явился. Но на вокзале приехавших ожидал крестный ход, возглавляе­ мый архиепископом Иннокентием15. Рано утром они вышли с террито­ рии Русской Духовной Миссии в Китае и затем, по прибытии гробов, 14 Перевезение тела и погребение Великой Княгини Елизаветы Феодоровны / / Двуглавый Орел, № 6. Берлин. 1921.15/ 28 апреля. С. 35. Цит. По: Сергей Фомин. Алапаевские мученики: убиты и забыты. Часть I. Звенигород. 13 Митрополит Иннокентий (Фигуровский), (1864-1931), архиепископ Пекинский (апрель 1918). 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz