Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Чадаева А.Я. Дальнего Востока), то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославил Бога и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на пору­ гание нечестивых. Здесь он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне уже было легче ехать и сохранять свое инкогнито. Предстояла еще одна опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес нас, ибо наш вагон, вопреки правил, прошел без осмотра. Много было и других разных опасностей в пути, но всюду за молитвы Великой Княгини Бог хранил и помог добраться до Читы, куда прибыл 16 / 29 августа 1919 года. Здесь злоумышленниками было устро­ ено крушение, но наш вагон спасся по милости Божией. ...От Алапаев- ска до Читы ехал 47 дней. Несмотря на то, что гробы были деревянные и протекали, особого трупного запаха не было, и никто, ни один человек не узнал за это время, ЧТО я везу в вагоне, в котором я ехал сам с двумя послушниками, которых взял в Тюмени». Из гроба Великой Княгини Елизаветы Федоровны вытекала благо­ уханная жидкость, которую отец Серафим собирал, как святыню, в бу­ тылочки. 30 августа в Чите тела мучеников встречали русские и японские офи­ церы. «При содействии атамана Семенова, - продолжает свое скорб­ ное повествование игумен Серафим, - и японских властей гробы в глу­ бокой тайне были перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали шесть месяцев в келии под полом, в которой я в это время жил». Как неусыпный страж, как ангел-хранитель, охранял он покой погибших. «Здесь, - писал он, - совершалась молитва, исходили струи кадильного благоухания и мерцала неугасимая лампада». Помощник следователя Н. А. Соколова капитан П. П. Булыгин про­ вел много часов в этой келии и даже не раз ночевал там. Те ночи в мо­ настырских стенах принесли совершенно необычные переживания мирскому человеку. «Я никогда не забуду, - писал капитан, - тех ста­ рых, как мир, деревянных строений напротив соснового леса... Отец Серафим и два его послушника выкопали склеп под полом его келии, поставили в ряд гробы, прикрыв их всего на одну четверть землей. Та­ ким образом, ночуя на разостланной на полу келии... шинели, я лежал всего на четверть над гробами мучеников. Однажды ночью я проснулся и обнаружил монаха сидящим на краю своей постели... Он выглядел худым и изможденным в своей длинной белой рубахе и неслышно шептал: “Да, да, Ваше Высочество, Вы совер­ шенно правы...” Отец Серафим явно разговаривал во сне с Великой Княгиней Елизаветой»13. 13 Двуглавый Орел. Вып. 2. Берлин. 1920.15/ 28 декабря. С. 28—29. Цит. по: Сергей Фомин. Алапаевские мученики: убиты и забыты. Часть I. Звенигород. 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz