Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Святые князья-мученики Алапаевские веты Федоровны... было найдено совершенно нетленным; на лице ее сохранилось выражение улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляющая. Тело Князя Иоанна Константиновича под­ далось лишь частичному и весьма незначительному (в области груди) тлению...» «После вскрытия тела почивших были омыты, одеты в чистые белые одежды и положены в древянные гробы, снабженные внутри футля­ рами из кровельного тонкого железа». В кладбищенской церкви, куда сначала перенесли гробы, «отслужили заупокойную всенощную. Наро­ ду пришло столько, что храм не вместил всех пришедших проститься с августейшими страстотерпцами. ...На следующее утро (19 октября / 1 ноября), подняв гробы на рамена, понесли их сначала к Напольному училищу; там отслужили литию, затем - в Свято-Троицкий собор... Там совершили отпевание. Народу было еще больше, чем накануне: пришло множество богомольцев из соседних деревень. Многие плака­ ли навзрыд», - вспоминал игумен Серафим (Кузнецов)10. Журналист Гелий Рябов в конце 90-х годов прошлого века встретил­ ся в Алапаевске с «пожилой женщиной с хорошими манерами, Авгу­ стой Семеновной». Она в огненном 18-м году училась в местной ги- мазии и участвовала в похоронах Великого Князя Сергия и остальных мучеников. «Вы бы слышали, - рассказывала она журналисту, - как рыдала толпа, когда их несли в гробах по улице (в октябре 1918 г.)»... Гелий Рябов пишет еще об одной встрече в Алапаевске. И снова от не­ переносимой боли сжимается сердце. Подошел «человек средних лет, интеллигентного обличья... про­ тянул мне шарф: длинный, невероятно длинный... Кажется, он был шелковым, черно-серым, с мягким рисунком... И я отчетливо увидел Великих Князей посредине улицы... и на плече у Князя Игоря трепетал на ветру этот самый шарф...» Шарф взяли в морге: «там вещи с покой­ ников сваливали в кучу, и каждый брал, что хотел - на память»11. Несколько лет назад мне довелось быть в Алапаевске. Тогда я еще не знала, что буду писать эту книгу, но душе, верно, надо было прикос­ нуться к живой памяти самой алапаевской земли и к храмам, молит­ венно упокоившим страдальцев. Приуготовиться. Нам открыли двери склепа, примыкающего к Свято-Троицкому со­ бору. Пустой, он был полон памяти о восьмерых мучениках, чьи тела покоились здесь во гробах в течение восьми месяцев, чтобы в июле 1919-го продолжить свой скорбный посмертный путь. Игумен Серафим, разделивший их крестный путь за гробом, в 1920 году в Пекине в своей книге восстановил житийную картину перенесе­ ния гробов в склеп. «После отпевания певчие пели стихиры св. Иоан- 10 Во время последней встречи в Москве весной 1917, уже после переворота, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна просила о. Серафима: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански». 1' РябовГ.Т. Как это было. Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М.: Политбюро, 1998. 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz