Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Святые князья-мученики Алапаевские ный путь в начале века был отмечен страданием и истинно христиан­ ским смирением перед волей Божией. В 1913 году они вместе участвовали в торжествах прославления свя- щенномученика Патриарха Ермогена. Потом, до смертной минуты, они понесут крест, ставший общим. В преисподней глубине шахты Елизавета Федоровна перебинтует из­ раненную голову Иоанна полосками разорванного апостольника, и по­ следнее - сверх силы - молитвенное пение живопогребенных вознесет­ ся из могильного ада к небу. Вгоды Первой мировой войны фронтовая жизнь Князя Иоанна соче­ тала в себе исполнение воинского долга (в августе 1914-го он доставлял донесения начальнику дивизии) со служением почти священническим. Он понимал, как важно в условиях фронта достойно проводить убитых товарищей - всех, кто пал, без различия рангов. Когда позволяли об­ стоятельства, служил по ним заупокойную литию или панихиду и даже доброе прозвище обрел: «Иоанн Панихидный». Служение Богу в помыслах и поступках Князя было непрестанным, и сердце его было подобно неугасимой лампаде. Незадолго до смерти отца, когда у больного участились приступы мучительной стенокардии, «во время одного из припадков Иоанчику прислали мантию св. Сера­ фима Саровского», и сын принес ее отцу, - с благодарностью вспоми­ нал этот случай Князь Гавриил. Он же пересказал шутливый эпизод. В 1914 году «у Иоанчика родился первенец Всеволод Иоаннович. Он появился на свет в бывшей нашей детской спальне. Так как Иоанчик был очень религиозен, то братья его дразнили, что сын родится с ка­ дилом в руке. Поэтому они заказали маленькое кадило, и, как только Всеволод родился, ему вложили кадило в ручку. Так что Иоанчик впер­ вые увидел своего сына с кадилом в руке». Братья «Константиновичи» спешили строить храмы в последние годы существования российской монархии. Умножали святые места, чтобы поддержать и укрепить в людях духовную опору. В 1916 году Князь Иоанн помогал основать в Стрельне подворье ІПамординского монастыря. Его брат Князь Игорь участвовал в строительстве храма на могиле брата - Князя Олега в Осташево. Храм этот был посвящен святым Олегу Брянскому, Игорю Черниговскому и преподобному Се­ рафиму Саровскому. Где, как не там, поминать братьев, павших за веру, Царя и Отечество: один - на поле брани, другой - живопогребенный «в рове глубоце»5. Библейскими и древнерусскими именами нарекала своих детей ве­ ликокняжеская чета. Имя, говорят, есть судьба: и лежал отсвет свя­ 5 Князь Игорь Константинович (1894-1918). В начале Первой мировой войны вместе с братьями ушел на фронт, откуда в ок­ тябре 1915 был отправлен для лечения воспаления легких в Петербург. В связи с невозможностью по болезни продолжать службу на фронте отчислен в свиту Императора в чине флигель-адъютанта. 289

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz