Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Святые князья-мученики Алапаевские усердием молодого старосты были обретены древние афонские ико­ ны, подаренные Государем Николаем И. Двухъярусный иконостас изнутри поддерживал идею Фаворского восхождения и в росписях и иконах соответствовал замыслу. Благоговение Князей, ставшее краеугольным камнем храма, вопло­ тилось и в духовных песнопениях, слившихся с линиями стен и пяти­ кратным небом куполов, и ликами святых. В марте 1918 года Князь Иоанн Константинович ступил под своды «своего» храма сначала в качестве диакона, а через неделю - 10 мар­ та - в сане священника. О хиротонии сообщали «Прибавления к Цер­ ковным ведомостям» №7-8 от 2/15 марта: «Посвящение в диаконы Князя Иоанна Константиновича. 3 марта в Иоанновском монастыре на Карповке, во время архиерей­ ской Литургии, состоялось посвящение в диаконы Князя Иоанна Кон­ стантиновича. В следующее воскресение состоялось возведение его в сан иерея. Иоанн Константинович женат на Княжне Елене Петровне, с которой разводится, принимает монашество и будет, как ожидают, возведен в сан епископа»4. Надо хорошо понимать, в какое время Князь Иоанн принял реше­ ние встать на священническую стезю и всецело посвятить свою жизнь Богу. Втом же номере «Церковных ведомостей» помещено «Послание патриарха Тихона», обращенное к тем, кто «с поля ратного, пред ли- цем врага иноземного, бежит с оружием в руках, чтобы этим же ору­ жием расстреливать друг друга в междоусобной войне». Уже начались «насилия над духовенством» и «захват церковного имущества». Свя­ тейший Патриарх и Священный Синод 15 / 28 февраля (в канун ру­ коположения Князя) обратились с «Призывом к пастырям», а значит, и к нему, будущему иерею Иоанну: «Пастыри призываются крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять и объединять верую­ щих в защите попираемой свободы веры православной и усилить мо­ литвы о вразумлении заблудших». В «Постановлении» Патриарх и Синод наставляли священников и мирян, как «священные сосуды и прочие принадлежности бого­ служения должно оберегать от поругания и расхищения... В случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние следу­ ет призывать православный народ на защиту Церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов...» Так что Князь Иоанн хорошо понимал, на что идет. Внутренне готов был к любому повороту событий в стране и с ним лично. И с женой 4 Монашеский постриг принять Князь Иоанн уже не успеет. Через двадцать дней начнется Крестный путь священника-Князя Императорской Крови Иоанна. В самом начале апреля 1918 г. он со своими братьями будет выслан из Петрограда в Вятку, где первое время будет служить в соборе св. благоверного Князя Александра Невского. 287

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz