Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Чадаева А.Я. Лир», «Гамлет». Ситуации не подгоняются «под ответ», пусть даже евангельский. И в «Короле Лире» есть Гортензия, и совершенно иной подход к теме в хронике «Король Генрих IV». Но вот выбрал же Августейший переводчик почему-то именно фи­ нальную сцену - не потому ли, что опасность разочарования в детях подстерегает каждого отца? И горькие, и гневные филиппики старого короля аукнулись во все последующие столетия и коснулись велико­ княжеской семьи Константина Николаевича и Александры Иосифов­ ны. Всюжизнь они старались вычеркнуть из сердца, из государственной деятельности, из права на престол сосланного в Ташкент беспутного своего сына Николая. А ведь он был внуком Николая Первого и, как и другие их сыновья, - Великим Князем Николаем Константиновичем. Напомню сюжет отрывка в изложении К. Р. Старый король, отец троих сыновей, Генрих IV смертельно болен. «Принцы и лорды переносят короля в глубину комнаты и кладут на кровать. Король просит, чтоб около него не было шума... Он велит по­ ложить свою корону подле себя на подушку и засыпает. Вэто время, веселый и беспечный, входит принц Генрих; он уже зна­ ет о поражении мятежников и спрашивает, слышал ли о том король. Глостер отвечает брату, что отцу стало хуже... Все оставляют короля», кроме Генриха, «он остается при отце один». Сон больного так глубок и покоен, что сын - принц Генрих - полага­ ет, что он стоит у одра усопшего. Он надевает корону со словами: «А мне твой долг - корона властелина, Что мне, ближайшему по сану и по крови, Принадлежит». С тем и уходит. Очнувшись ото сна, властитель, не находя короны, произносит го­ рестный и гневный монолог, отозвавшийся эхом не только в историях монархических династий, но и в частных семьях, где есть отец и дети. «Вот для чего отцы в безумном попеченьи Сон губят думами, заботой - ум, Трудами - тело, Вот для чего скопляют груды злата, С трудом добытого в чужих краях, Вот для чего детей пекутся обучить Художествам и ратному искусству! Подобны пчелам мы: они со всех цветов Сбирают сладкий сок. И, мед держа во рту и в ножках воск, летят Обратно в улей свой... и словно пчел, в награду За труд нас убивают... Горечь эта Отцам заботливым предсмертное возмездье!» 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz