Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Скорбный путь Великого Князя Михаила и его молельной иконы ствовали многие тысячи людей. Развевались многочисленные хоруг ви, всем народом пелись пасхальные ирмосы, священники призывали к объединению верующих у Креста распятого Христа. ВКрестном ходе принял участие и Михаил Александрович со своим окружением. Это было подлинное торжество Православия. Архиепископ Андроник, на путствуя расходящиеся по своим храмам приходские Крестные ходы, говорил, что «враги христианства восстали на Церковь Христову, а именно в Церкви все наши устои, сохраняющие от развала и уничто жения нашу нацию». Дневник Михаила Александровича свидетельствует об участии Ве ликого Князя с супругой в этом Крестном ходе. Однако, понимая, что всякое неверно произнесенное слово, искренняя фраза в дневнике будут истолкованы против него, Михаил подчеркнуто сдержан и пишет созна тельно сухо и скупо, справедливо полагая возможное прочтение этих строк своими недругами. Так что тот грандиозный Крестный ход и хож дение Великого Князя с народом 9 мая в дневнике отражено как: «Днем прошлись по Торговой, Монастырской, и обратно вдоль реки. После чая Наташа и я легли отдохнуть». На следующий день, 10 мая, вечером владыка Андроник служил Пас хальную вечерню. Служба эта была завершена проповедью, которая явилась примером бесстрашия и твердости духа. В этих словах звучит исповедание веры и готовность следовать за Христом вплоть до венца священномученика. «Враги Церкви посягают на церковное имущество, собранное в тече ние веков верующим народом, и потому я, преемственно получивший власть, данную Христом апостолам “вязать и решать грехи людские”, отлучаю от Церкви посягающих на храм Господень, доколе они не ис правятся». Далее владыка бесстрашно сказал, что если ему и смерть придется принять, то он готов умереть. Эта проповедь явилась отве том архиерея на так называемый декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи церквей. Великий Князь упоминает эту службу в своем дневнике: «В 5.30 На таша, Джонсон и я отправились в Петропавловский собор, где служил пасхальную вечерню архиепископ Андроник». Далее, не имея возмож ности выразить в строках дневника свою искреннюю поддержку муже ственному архипастырю, Михаил Александрович, тем не менее, заме чает: «служит он очень хорошо». Безусловно, Михаил Александрович общался с владыкой, пребывая с ним в полном единомыслии и любви, но все это остается за скупыми строками дневника. Михаил Александрович в Перми встречается с особо доверенными людьми владыки: «11 мая. Днем Наташа, Джонсон и я пешком пош ли к архимандриту Матвею (ректору семинарии)». Архимандрит Мат фей - близкий друг и единомышленник владыки Андроника. Он будет расстрелян вскоре после мученической кончины своего архипастыря. 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz