Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Скорбный путь Великого Князя Михаила и его молельной иконы ять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которо му надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления... Государ ства Российского...» Из сего документа ясно следует, что Великий Князь Михаил также не отрекался от престола, но отложил восшествие на него до закон ного волеизъявления русского народа об образе правления государ ством, то есть до решения Учредительного собрания. Революцион ное состояние народа обуславливало необходимость подтверждения клятвы, данной на Земском соборе 1613 года, как о верности Дому Романовых, так и принципам монархии в целом. Те же формулировки звучали и в тексте новой воинской присяги 1917 года, которой прися гала Российская армия: «...Обязуюсь повиноваться Временному пра вительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учре дительного собрания». Однако подлый военный переворот, произошедший в Петрограде в октябре 1917 года, похоронил все планы установить законный об раз правления в России. Была явлена та самая «тайна беззакония», по скольку, по пророчеству апостола, был «взят от средыудерживающий теперь», ибо законный «Удерживающий» правитель был принужден оставить престол. Тот же, кто мог реально стать новым «Удерживаю щим», был расстрелян самым первым, в Перми, в ночь на 12 июня 1918 года. XVIII Вовсе не желая, описывая исторические события, предаваться бесплодному «сослагательному наклонению», все же оценим шан сы Михаила Александровича как возможного правителя России в то смутное время. Выше мы неоднократно приводили многочисленные свидетельства современников, единодушно признававших высокие нравственные, деловые и боевые качества Михаила Романова. Это вынуждены были признавать и его политические противники и даже идеологические враги. Как, например, большевик Владимир Гу- щик, познакомившийся с Великим Князем будучи комиссаром Гатчин ского дворца, где Михаил находился под домашним арестом. Но и он не мог не свидетельствовать об авторитете Михаила Александровича и большом политическом потенциале его личности: «Великий Князь имел три редких достоинства: доброту, простоту и честность. Ни одна партия не питала к нему неприязни. Даже социалисты всех тонов и от тенков относились к нему с уважением». Решающее значение в оценке шансов Михаила Романова на роль по литического лидера в то время, безусловно, имел его неоспоримый авторитет и, более того, любовь к нему в войсках. И, конечно же, не 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz