Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Скорбный путь Великого Князя Михаила и его молельной иконы ответить, успокоить, побранить, одобрить, но всегда с возвышенной христианской точки зрения». Почему же даже сейчас, по прошествии стольких лет и столь неви­ данных испытаний, выпавших на долю нашего народа, многое в по­ ступках последнего российского самодержца по-прежнему вызывает недоумение, а отношение к образу его правления чаще всего может быть охарактеризовано как непонимание и неприятие? Да, действительно, мы не можем его понять. Это потому, что мы, рос­ сийский народ, его подданные, перестали ими быть. Народ утратил по­ нимание монархической идеи. Иные идеалы овладели умами и душами бывших «верноподданных Его Императорского Величества», некогда верных слуг и чад богоизбранного Царя-батюшки. Не Царь оказался не тот, а народ перестал быть царским. «Кругом царит обман, трусость и измена», - с печалью пишет Царь в своем дневнике. Император Ни­ колай ясно видел и хорошо понимал всю суть происходящего страшно­ го отступления России от Царя и, следовательно, от веры. Ибо власть самодержца позволяет установить в «царствии земном» образ государ­ ственного правления, в наибольшей степени соответствующий монар­ хическому устройству «Царствия Небесного». Сам же последний Государь был удивительно достойным человеком, истинным христианином, правителем кристальной честности. «Нет такой жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родной матушки России». Вся логика или, якобы, от­ сутствие таковой в образе правления последнего Императора опреде­ лялись тем же незыблемым принципом - «как бы не было греха». Не­ возможность пойти на компромисс в деле спасения души, допустить измену заповедям Божьим, склониться ко греху - эти принципы не­ изменно оставались приоритетными и определяли все решения и по­ ступки Николая II. Именно потому острие всей разрушительной, бесовской работы революционеров в России было в первую очередь направлено против Царя и его семьи. Николай II до конца оставался тем самым «удержи­ вающим» Россию от падения в бездну греха. И вовсе не материальные причины или «бедственное» состояние страны определили российскую катастрофу XX века. За 20 лет правле­ ния Николая население империи возросло на пятьдесят миллионов (!) человек, или на 40 96. Причина произошедшего - духовный недуг, поразивший Россию, тя­ желая болезнь, издревле известная в христианской аскетической прак­ тике под именем «бесовской прелести». Когда идеалы христианства, на которых выросла и воспиталась Православная Русь, оказались обол­ ганы и перевернуты, как в кривом зеркале. И с прекрасными словами на устах, воспевающими свободу, любовь, братство, сатана повел бого­ избранный русский народ по пути служения греху, ненависти и раз­ 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz