Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Скорбный путь Великого Князя Михаила и его молельной иконы Все вышесказанное будет достаточно верной характеристикой этой женщины и будет мало чем отличаться от всего ранее написанного о ней, но только при одном непременном условии. Это условие покажет ся странным и явно надуманным для современного мира, но оно чрез вычайно важно для нас - Наталья Шереметьевская человек верующий. Она живет и выстраивает свои поступки в строгом каноне христиан ской нравственности. Она не приемлет греха и боится его совершить. Равным образом необходимо внести ясность в суть нравственных устоев и духовного устроения самого Михаила Александровича. Прак тически во всех исторических исследованиях считается обязательным упомянуть некую «любвеобильность» Михаила Александровича, вы ставляя его этаким ловеласом и покорителем женских сердец. Просто удивительна эта настойчивость - людям, наверное, становится легче, если их постыдные грехи удается приписать кому-нибудь еще, зама рав чистый образ, оболгав непорочность. Видимо, тогда и самому ста новится не так стыдно, и совесть не так обличает. Полюбив Наталью Сергеевну, Михаил Александрович решительно не желал никаких постыдных тайн в их отношениях. Его цельная нату ра не принимала условий негласных любовных встреч. Он, как и всег да, проявлял «непоколебимую твердость убеждений и кристальную душевную чистоту». Именно эти цельность и чистота обусловили принятие им весьма непростого решения о церковном браке с На тальей, несмотря на запрет со стороны своего венценосного брата, Императора Николая И. Думается, нелишним будет заметить, что «кристальная душевная чистота» для Михаила, несмотря на распускаемые о нем сплетни, была неразрывно связана с чистотой телесной. В одном из писем он признавался своей избраннице, что при первой встрече в Копенгагене очень переживал из-за отсутствия к своим тридцати годам «извест ного опыта», что «раньше много горевал, и так тяготился мыслью, что никогда не было близости, и думал, неужели ее не будет всю жизнь... ВКопенгагене... я страшно страдал и мучился по поводу именно этого вопроса. И вот только теперь я совсем успокоился, после того, что почувствовал, как сильно мы принадлежим друг другу и как глубоко счастливы этим»8. XII Раскрывая внутренний мир Великого Князя, мы не можем не ска зать несколько слов и о его венценосном брате - Царе-страстотерпце Николае Александровиче, явившем вместе со своей семьей пример жертвенной любви и мужественного исполнения своего христианско го долга. 8 Письмо от 29 октября 1909 гола. ГАРФ. 622/12. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz