Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Путь страданий со Христом в себе того самого пути крестоношения и всяческое уклонение от со­ блазна «сойти с Креста». Это есть принятие с верою в своем сердце недвусмысленных слов Божьего определения: «горе вам, богатые! ибо вы ужеполучили своеутешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалче- те» (Лк.6,24). Несколько упрощая, можно утверждать, что существует лишь два варианта развития событий в жизни человека, вставшего на путь спа­ сения. Либо добровольная нищета, терпение невзгод, всяческое утес­ нение плоти - царский путь, по которому шли подвижники веры с са­ мых первых веков христианства, либо придется принять неумолимые уроки Божьи и идти по пути спасения через скорбные обстоятельства жизни и болезни. Жития святых Крайнего Севера Руси оставили нам удивительно яр­ кие примеры успешной реализации этих вариантов Промысла Божье­ го о спасении человека. IV. Так, например, преподобный Феодорит, просветитель Кольский, всю свою жизнь, «от младых ногтей», всячески утеснял и смирял «греш­ ную плоть свою», следуя «тесными вратами и узким путем, ведущими в Жизнь» (Мф. 7,13). С семи лет он занимается переписыванием книг при Ростовском монастыре Иоанна Богослова. В одиннадцать лет он уже послушник на Соловецких островах. В двенадцать - принимает постриг с именем Феодорита. В течение восемнадцати лет пребывает в послушании у «многолетнего и премудрого» Соловецкого супарца Зо- симы, «восходя ко преподобию по ступеням добродетелей»2, а затем на двадцать лет уходит на «богомыслие и молчание» в Лопарские пустыни. Крестит языческие народы Крайнего Севера, создает лопарскую азбу­ ку, основывает монастыри и церкви. Стоит у истоков Российской дер­ жавной государственности, исполняя важнейшие дипломатические поручения царя Иоанна Грозного. Глубоким старцем, уже в возрасте девяноста лет, он продолжает свою апостольскую миссию на Крайнем Севере, окормляет Кандалакшский и Печенгский монастыри, не забывая и крещеных им лопарей, при этом «не щадяще ни старости, ни немощного тела, сокрушенного многи­ ми летами и великими трудами». «Воистину сиеудивления достойно, - справедливо замечает князь Андрей Курбский, - как в такой старо­ сти и такие неудобные и жестокие пути претерпевал. Летом плавающе по морю, зимой на прыткошествующих оленях ездяще, по непроходным пустыням Лопарским». Здесь и далее о Феодорите: Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 326-344. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz