Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Игумен Митрофан (Баданин) Когда в 1927 году Сталину предложили издать сборник о расстре­ ле Царя, Иосиф Виссарионович отрезал: «О Романовых больше ни слова!» Единственная книга, «Последние дни Романовых», вышедшая в 1926 году, была запрещена, изъята и помещена в спецхраны. Это «табу» строго сохранялось вплоть до 1974 года, когда позволили опу­ бликовать тщательно «идеологически проработанный» опус журнали­ ста Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз». (Надо заметить, что автор внезапно скончался сразу после публикации). Этот онтологический страх большевиков был порождением того стойкого ощущения духовного поражения, неизбежного морально­ го и нравственного проигрыша в сражении, о котором ясно говорил Ф. М. Достоевский: «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - серд­ ца людей». Материалистическому атеизму дьявола монархическая идея проти­ вопоставляет веру в Бога, мировой революции и коммунистической идее разрушения противостоит Царь как носитель творческой исто­ рической государственности и, наконец, так называемому «социали­ стическому государству» духовно противостоит Праведное Царство как сокровищница величайшей христианской культуры. О том, как в действительности относился к царскому времени на­ род, еще заставший жизнь в дореволюционной России, я могу засви­ детельствовать небольшим замечанием. Моя бабушка Мария Степа­ новна пекла изумительные пирожки. Так вот, когда в гости на пироги приходили ее друзья и вдыхали ароматы, струящиеся из кухни, то можно было услышать: «А запах-то, запах! Ну прямо как в “проклятое царское время”». II Не секрет, что революционные «бесы» ввергли умы русских людей в некий морок, дурман, наваждение. И особенно это коснулось рус­ ской монархической идеи. Об этой беде предупреждал еще святой пра­ ведный Иоанн Кронштадтский. «Над Пермью висит черный крест» - свидетельствовал всероссийский батюшка, правда, уклонившись при этом от всяких объяснений смысла сказанных им слов. Все открылось спустя десять лет, в июне 1918 года, когда в Перми был убит послед­ ний русский Царь династии Романовых Михаил И. Давайте постараемся наконец протрезветь и непредвзято пораз­ мыслить о том, что в действительности представляет собой монархи­ ческая идея. «Монархия это не только лишь образ правления - она есть совокуп­ ность важнейших идей духовного, государственного и общественно­ го порядка. Монархия, особенно русская, характеризуется приматом (первенством) нравственного начала. Православное сознание всегда воспринимало это как личное служение Царя Богу, а также своему на­ 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz