Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Игумен Митрофан (Баданин) Когда в 1927 году Сталину предложили издать сборник о расстре ле Царя, Иосиф Виссарионович отрезал: «О Романовых больше ни слова!» Единственная книга, «Последние дни Романовых», вышедшая в 1926 году, была запрещена, изъята и помещена в спецхраны. Это «табу» строго сохранялось вплоть до 1974 года, когда позволили опу бликовать тщательно «идеологически проработанный» опус журнали ста Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз». (Надо заметить, что автор внезапно скончался сразу после публикации). Этот онтологический страх большевиков был порождением того стойкого ощущения духовного поражения, неизбежного морально го и нравственного проигрыша в сражении, о котором ясно говорил Ф. М. Достоевский: «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - серд ца людей». Материалистическому атеизму дьявола монархическая идея проти вопоставляет веру в Бога, мировой революции и коммунистической идее разрушения противостоит Царь как носитель творческой исто рической государственности и, наконец, так называемому «социали стическому государству» духовно противостоит Праведное Царство как сокровищница величайшей христианской культуры. О том, как в действительности относился к царскому времени на род, еще заставший жизнь в дореволюционной России, я могу засви детельствовать небольшим замечанием. Моя бабушка Мария Степа новна пекла изумительные пирожки. Так вот, когда в гости на пироги приходили ее друзья и вдыхали ароматы, струящиеся из кухни, то можно было услышать: «А запах-то, запах! Ну прямо как в “проклятое царское время”». II Не секрет, что революционные «бесы» ввергли умы русских людей в некий морок, дурман, наваждение. И особенно это коснулось рус ской монархической идеи. Об этой беде предупреждал еще святой пра ведный Иоанн Кронштадтский. «Над Пермью висит черный крест» - свидетельствовал всероссийский батюшка, правда, уклонившись при этом от всяких объяснений смысла сказанных им слов. Все открылось спустя десять лет, в июне 1918 года, когда в Перми был убит послед ний русский Царь династии Романовых Михаил И. Давайте постараемся наконец протрезветь и непредвзято пораз мыслить о том, что в действительности представляет собой монархи ческая идея. «Монархия это не только лишь образ правления - она есть совокуп ность важнейших идей духовного, государственного и общественно го порядка. Монархия, особенно русская, характеризуется приматом (первенством) нравственного начала. Православное сознание всегда воспринимало это как личное служение Царя Богу, а также своему на 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz