Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям великую цену. - О, какие мы лицеприятные, поверхностные, ложные! - Итак, уважай наречие каждого места и не презирай человека из-за гру­ бого наречия, - как из-за грубой одежды. Помни, что ты сам некогда говорил тем же наречием. Простые, необразованные люди - дети: все у них безыскусственно, просто: наречие, одежда, пища, питье»12. Для о. Иоанна Феодора Власьевна была примером благочестия и сердеч­ ных добродетелей и, судя по всему, оказала на него значительное ду­ ховное влияние: «О, какая смиренная мать моя! Как она даже предо мною смиряется! И как надо мне пред нею смиряться! Ибо она при­ мер для меня. Если бы она держала себя предо мною с важностию, как мать: и тогда бы я должен был смиряться пред нею как сын, как рож­ денный и вскормленный ею. Но она держит себя предо мною очень кротко и смиренно! Притом честь, оказываемая отцу и матери, вос­ ходит к Богу, создавшему нас чрез них. Тем паче надо почитать их! Мать моя, простая женщина, обладает простосердечием, которого я, ученый и священник, не имею. Она говорит мне простосердечно: здравствуй, дитятко, прощай, дитятко, благодарю, дитятко, а я не могу без насилия себе сказать: здравствуй, мамаша, прощай, мамаша, бла­ годарю, мамаша: я одержим лукавством гордыни. Господи! даждь мне простосердечие!»13 Многие темы, которых касается о. Иоанн в дневниковых записях, особенно важны для священников: это и отношения со священнона­ чалием, с братией Собора, с причетниками, прихожанами и благоде­ телями, это и священнический молитвенный труд, и служение пастве. Эти записи издательство «Отчий дом» издает отдельными сборника­ ми: «Священнику», «О молитве» и т. д. Но в рамках доклада мы кос­ нулись только того круга тем, который важен для любого мирянина. Итак, Дневник Кронштадтского пастыря, этот уникальный, почти со­ временный нам памятник христианской письменности, дает возмож­ ность прикоснуться к обыденной жизни праведника и увидеть простое и человечное лицо великого чудотворца. Он становится ближе нам, грешным, несущим житейский крест, - мы видим, что он нас понимает, поскольку своим опытом дознал и тяготы семейной жизни, и непони­ мание самых близких людей, и борьбу с собственными страстями. При­ ближаясь к нам, образ праведника не теряет своего величия, но делает вершину более доступной: мы видим, что путь к ней лежит не через непосильные подвиги, но через сердечное покаяние и видение своих малейших грехов, в постоянной внутренней молитве ко Христу, в тру­ де над собою, чтобы приобрести любовь ко всем, и - конечно - через участие в Литургической жизни Церкви, в приобщении Святых Таин Христовых, причастником которых отец Иоанн был почти ежедневно. 12 Дневник, 1866 г., ф. 1067, дело 11, лист 30. 1! Дневник, 1866 г., ф. 1067, дело 11, лист 31 об. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz