Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Зайцева Л. Е. с непониманием и противодействием даже в собственной семье. Из жизнеописания известно, что о. Иоанн женился на Елизавете Кон стантиновне Несвицкой, чтобы занять место ее отца - протоиерея Кронштадтского Андреевского собора о. Константина Несвицкого. По обычаю духовного сословия той эпохи, зять ушедшего на покой священника должен был занять его место в храме и взять на себя ма териальные заботы о тесте и о его детях: вывести в люди малолетних братьев жены и выдать замуж сестер. Довольство семейства всецело ложилось на плечи служащего зятя. Таким образом, и о. Иоанн, всту пив в брак, взял на себя в полной мере ответственность за обеспече ние тестя, тещи, двух братьев жены - Константина и Алексея, и своя ченицы Анны Константиновны. Дневник о. Иоанна отражает особенности быта российского ду ховного сословия XIX века. Так, мы узнаем, что посещение церкви и соблюдение постов вовсе не считалось обязательным для всего се мейства священника, что курение духовных лиц не являлось чем-то невероятным и выходящим за рамки принятых обычаев. Известно, что тесть о. Иоанна и братья жены курили прямо в комнатах: «Если тебя смущает то, что тесть твой курит табак: то на это тебе должно сказать, что входящее во уста не сквернит человека, а исходящее - от сердца, из уст - то сквернит человека, например, злоба, хула, блуд, око лукаво и прочее. Как ты смел осудить в сердце за курение отца свое го? Покайся о злобе твоей сей. - Ты непрестанно в сердце осуждаешь его и презираешь то за ядение и питье, то за курение. Не осуждай не только его, но никого. Себя осуждай непрестанно»3. И самому Батюш ке трудно было отказаться от этой привычки: на протяжении многих лет о. Иоанн выкуривал по две сигары в месяц, и победить эту страсть долго не удавалось при самом искреннем покаянии: «18 июня. Воскре сенье. Поздняя обедня. Горе мне было во время обедни после того, как я накануне вечером поужинал (ерши от ухи и окуни жареные с черным хлебом) и попил хересу, да кроме того напился крепкого чаю и на курился сигары; я весь был в лапах у сатаны; не имел я спокойствия и свободы, но тесноту, страх и боязнь ощутил в сердце, на великом входе не сказал ни одного имени из Царствующего Дома, и вообще говорил с трудом, особенно в сослужении о. диакона. Дух мой был мертвым, от чревоугодия и долгого лишения Святых Таин, - он был связан, отвержен от Бога и лишен Святого Духа. И так думал я пищею и вином укрепить нервы и отчасти душу, а вышло напротив: я край не расслабил нервы и расстроил душу. - Результат тот, что мне нужен пост и пост, - неядение ни рыбы, ни мяса, и отнюдь не курить табаку, который для меня убийствен»4. 3 Дневник, 1866 г., ф. 1067, дело 11, лист 16. 4 Дневник, 1872-1873 г., ф. 1067, дело 17, лист 19 об. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz