Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Зайцева Л. Е. Данное издание Дневников снабжено весомым научным аппаратом: комментариями, именным и тематическим указателями, а также ука­ зателями выявленных цитат из Священного Писания и богослужеб­ ных книг. О. Иоанн делал дневниковые записи практически ежедневно, по­ свящая несколько минут или часов в день богомыслию и покаянию: каждый день он каялся во всяком неугодном Богу поступке или по­ мышлении. Частично дневниковые записи Батюшка издавал еще при жизни, начиная с тетради 1861 года, для книг он отбирал созерца­ тельные отрывки. Так появились книги «Моя жизнь во Христе», «Богопознание и самопо­ знание, приобретаемые из опыта», «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человече­ ской» и другие. Записи дневников часто не имеют хронологической последовательности, в тексте обнаруживаются позднейшие встав­ ки, вычеркивания, черновики проповедей. Однако Дневник был посвящен не только богомыслию и размышлениям над книгами Священного Писания. Чем дольше о. Иоанн вел Дневник, тем больше внимания уделял собственно бытовым записям - ежедневно рассматривал свою жизнь в подробностях, которые замечают лишь люди аскетически на- Титульный лист книги строенные, внимающие себе, следящие за сво- праведного Иоанна Крон- им душевным И физическим состоянием, штадтского «Моя жизнь во Характер записей Батюшки можно опреде- Христе» издания 1905 года лить как предел искренности, откровенности перед самим собой. Простой человек, чуждый бесплодной рефлек- сии, о. Иоанн использовал силу словесного дара и рассуждения прежде всего для исправления самого себя, для обретения подлинного смирения перед окружающими. Поэтому осо­ бенно важно сравнить с повседневными записями святого его «ка­ ноническое» житие и предания, сложившиеся вокруг его личности к концу XX века. Житие обычно представляет собой словесную икону святого: его жизнь изображена в «прорисях» - кульминациях побед над искуше­ ниями, чудотворений, исцелений, духовных дарований, плодотворной деятельности на пользу ближних, благотворительности, созидатель­ ного и неутомимого труда. Повседневные же будни праведника, борь­ ба, поражения и непростая обстановка домашней жизни, как правило, остаются за пределами жития либо намечаются несколькими незначи­ тельными штрихами. X Vt- С е р г ів в ъ -------------’i-SjBW-f------------- ШЖ Ъойрѵтѣ. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz