Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Терпение, болезнь, старость, смерть и вера событии, которому дано сокрушить все маниакальные идеи о всемогу ществе человека. Но под действием такого наркоза мы забываем, что тем самым лишаемся того, что лучше всего помогает нам понять себя. Данный аспект не является «пустячным вопросом», его невозможно минимизировать. Здесь мы имеем в виду неумолимость смерти, не возможность снизить остроту и свести до минимума ее нежелатель ные последствия. Смерть как событие скрывает в себе и тайну жиз ни, не поддающуюся ни упрощению, ни упразднению, в силу чего она может стать откровением, пролить свет на смысл бытия, а главное - вырвать человека из оков той поверхностности, в которой он, как правило, находит себе прибежище. «Коль скоро человек хочет понять себя, ему следует задуматься о смерти» (Э. Юнгель) и дать проявиться вопиющему всесилию вопроса, который подымает и представляет со бой смерть. Забвение смерти, утаивание ее несет в себе угрозу дегума низации культуры и общества. Как здесь не вспомнить, что осознание смерти при виде умершего человека, вслед за осознанием болезни и старости, ознаменовали начало пути просвещения, просветления Буд ды? Вот и ему, тогда еще юному наследнику престола, до сих пор жив шему в царском дворце под опекой отца, желавшего уберечь его от лицезрения существующего в мире зла, пришлось преодолевать пре грады, поставленные анестезирующей волей отца на пути к личному осознанию реального положения человека. Воистину сегодня как никогда актуально напоминание: помни о смерти (memento mori)! Что же касается христиан, хранящих в самом сердце своей веры смерть и воскресение Господа, то ведь на них воз ложена особая ответственность и служение (diakonia), дабы жива была в людях память смертная (memoria mortis). Не из цинизма, не из при страстия ко всему макабрическому10, не из презрения к жизни, а ради придания жизни весомости и основательности. Фактически лишь тому, кому есть ради чего умереть, есть и ради чего жить! И только тот, кто научится терять, принимая экзистенциальные ограничения, сможет поладить со смертью. Кроме того, смерть Христа учит нас, как надо жить и умирать. Она представлена не как данность или смирение перед неизбежной участью, а как деяние, кульминационное событие жизни. Эту смерть животворит любовь, любовь Бога к человечеству, страстная Божественная любовь, вылившаяся в Страстную Муку и Смерть Сына, во имя любви. Наше постижение смерти связано с кончиной любимых людей: ког да они умирают, что-то умирает и в нас самих. И если именно в любви наше бытие обретает смысл, то она готовит нас к тому, чтобы, отдав свою жизнь из любви к другому, мы сочли это «само собой разумею щимся». Мы постепенно постигаем смерть и отчасти претерпеваем ее 11 Макабрический - от фр. macabre - погребальный, мрачный, жуткий. (Прим. ред.). 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz