Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Энцо Бьянки человек в полуденный час своей жизни должен отыскать внутри себя» (К. Г. Юнг7). Там человеку открывается, что и старость приносит свои плоды (ср. Пс. 91,15: «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи»), а ее плодоносность проявляется в нежности и мягкосердечии, уравно вешенности и безмятежности... Самоутверждение человека в почтенном возрасте основывается уже не на том, чем он занимается, а на том, кто он сам. Вполне очевид но, что это зависит не только от него, но в значительной мере и от его ближайшего окружения и от общества, если оно не оставляет пожило го человека наедине с его задачей пережить свою старость как обре тение полноты бытия, а не как остановку или конец. Более того, вме сте со старостью наступает момент истины, выявляющий, что жизнь в основном состоит из потерь и принятия ограничений, налагаемых бедностью, слабостью и несостоятельностью. Старость, порой по вергая человека в крайнюю нищету, предоставляет ему возможность увидеть себя в свете истины, совлекая с него всяческую мишуру и все напускное. Вероятно, не случайно у евангелиста Луки начало Благове- ствованию полагают два персонажа преклонных лет: старец Симеон и старица Анна, которые распознают в Иисусе Мессию и возвещают об этом. Старец олицетворяет, демонстрирует и передает Знание. И, уми ротворенно принимая свою старость пред лицом Бога и человечества, он служит знамением надежды и эталоном ответственности. IV. СМЕРТЬ И ВЕРА «Современный мир умудряется ни во что не ставить даже то, что всецело презреть, пожалуй, крайне трудно, ибо оно облечено величи ем особого рода: смерть». Эти наблюдения Шарля Пеги8 (1907) стали предметом размышлений Теодора Ф. Адорно9в его «Minima moralia» («Минимумы этики»). Они же заставляют призадуматься и нас, уже почти столетие спустя обнаруживающих, что в западном обществе смерть попирается и вместе с тем беззастенчиво выставляется напо каз. Ее табуируют за безобразность - иначе говоря, живые гонят ее с глаз долой, а заодно прочь из мира общественных отношений - и в то же время превращают в зрелище и беспардонно демонстрируют с легкой руки СМИ, наподобие ритуала коллективного изгнания злых духов. Общество, пропитанное нарциссизмом, пытается устранить все, на поминающее о наличии некой черты, и в первую очередь смерти как Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, ана литической психологии. (Прим. ред.). * Пеги Шарль (1873-1914) - французский поэт, драматург, публицист и эссеист (Прим. ред.). 4 Адорно, Теодор Людвиг Визенгрунд (1903-1969) - немецкий философ, социолог, представитель Франкфуртской критической школы (Прим. ред.). 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz