Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Энцо Бьянки Старики в контексте общества, превозносящего продуктивность, эффективность и функциональность, оказываются изгоями, лишними и ненужными людьми и часто сами «чувствуют себя обузой» для род­ ственников и общества. В контексте такого рода старость становится мучительным переходом от положения человека, значимость которо­ го определялась важностью его работы и ролью в обществе, в явно негативное пространство некоей мертвой «пенсионной» зоны, пребы­ вание в подвешенном состоянии, в котором его теперь характеризует то, кем он больше не является, и то, чем он больше не занимается. Поскольку проблема старости на самом деле неоднозначна, ее рас­ смотрение требует дифференцированного подхода к старикам, с уче­ том особенностей состояния физического и психического здоровья отдельно взятого пожилого человека. Тем не менее, старость - это все еще настоящая жизнь, в полном смысле слова, особый этап экзистен­ циального пути, а не преддверие смерти. «Старость преподносится человеку как уникальная возможность жить не по долгу, а по благо­ дати» (К. Барт6). Старость как таковая является тем жизненным этапом, к которому дано прийти не всем: Сам Иисус не изведал старости. Таким образом, это прежде всего дар, который можно принять с благодарностью и плодотворно потратить. На склоне лет мы становимся более чуткими к другим и отношениям с ними, а также к проявлениям внимания и дружбы. Кроме того, у нас появляется блестящая возможность подвести жизненный итог. Если человек от души благодарен за прошлое и при­ ветствует грядущее, значит, на своем духовном пути он сделал очень важный шаг, необходимый для будущей встречи со смертью: достиг интеграции своей жизни и примирения со своим прошлым. Старость - пора воспоминаний (anamnesis) и рассказов: возникает потребность пересказать, поделиться историей своей жизни, чтобы, видя, как вни­ мательно ее воспринимает некий слушатель и почитатель, обозреть ее самому. Такой рассказ может передать опыт веры: псалом 70 «Мо­ литва на склоне лет» прекрасно это иллюстрирует. Старческий воз­ раст приносит с собой не только несомненное снижение физических и умственных способностей, ослабление сил и ограничение возможно­ стей, но и шанс самым непосредственным образом столкнуться с жиз­ ненными вопросами, уже безо всех тех уловок и иллюзий, которые мы черпали из многообразия своей деятельности, будучи моложе. Чего я стою? Вчем смысл жизни? Зачем умирать? Каково значение страданий и потерь, переполняющих наше бытие? Вопросы, касающиеся религии и веры, тоже обретают небывалую осознанность и глубину. «Будучи 6 Барт Карл (1886-1968) - швейцарским кальвинистский теолог, один из основателей т. н. диалектической теологии. (Прим. ред.) 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz