Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Энцо Бьянки следствия болезни множественны, никогда заранее не предрешены и всегда непредсказуемы, поскольку чрезвычайно многообразны: мож но опуститься или взбунтоваться, отгородиться и ожесточиться или стать проще, найти внутренний стержень и главное в жизни, можно совершенствоваться, очищаться... Самой болезнью человеку вменяет ся в обязанность «придать смысл» своему страданию. В болезни не заложен изначально никакой определенный смысл, даже наоборот: нередко недуг упраздняет тот смысл и ту цель, которые человек видел в своей жизни. То же самое касается и христианина: он фактически точно так же «не ведает, каким путем приходит боль, но знает путь, которым - вместе с Богом - можно через нее пройти. Мрак - это не отсутствие Бога, а Его потаенное прибежище, в котором мы, следуя за Ним, ищем Его и обретаем вновь» (Эрика Шухардт2). Похоже, что в наши дни самая серьезная общечеловеческая и ду ховная проблема, возникающая в связи с болезнью, заключается в по пытках свести заболевания человека к проблеме чисто технической. Такой сугубо клинический подход к болезни фактически снимает проблему поиска ее смысла. По сути, библейское учение о болезни, некоторым образом связывающее ее с грехом (в древности это мне ние было распространено на Ближнем Востоке, при этом имеется в виду общий элемент культурного наследия, а не богооткровенное знание), пыталось разрешить проблему смысла болезни, внедряя ее в контекст, обеспечивающий ее «прочтение», понимание, принятие, олицетворение и определяющий ее место в рамках человеческих вза имоотношений. Но сегодня мы наблюдаем некое отстраненное восприятие фено мена болезни, сопровождающееся все более интенсивной практикой обезболивания, в результате чего человек стал жутким «потребителем анестетиков3» (Иван Иллич4). Такой «технический» взгляд на болезнь опасен тем, что можно со всем забыть, что больной человек страдает всецело, а не отдельная часть его тела или орган, как можно было бы счесть, исходя из дан ного расчленяющего подхода, который обесчеловечивает и отрывает болезнь от ее контекста, отсекая ее жизненные корни. Больной - и об этом должны помнить также лица, обеспечивающие уход и дежурство у постели больного, - это прежде всего личность. Перед лицом болезни христианин осознает, что ему предстоит стол кнуться с множеством неизвестных, с которыми встречается каждый больной человек, пройти разные фазы, сопутствующие первым сим птомам и развитию болезни (невольно вспоминаются выделенные 2 Шухардт, Эрика - специалист-психолог, профессор, широко известны ее труды в области социальной работы с детьми- инвалидами (Прим. ред.). 3 Анестетики - лекарственные средства, обладающие способностью вызывать анестезию (обезболивание) (Прим. ред.). 4 Иллич Иван (1926-2002) - австрийский философ и социальный критик (Прим. ред.). 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz