Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Энцо Бьянки Терпеливо сносить, то есть подчинять свое бытие ритму друго го (считаться с временами и сроками Бога и ближнего), значит про являть свою любовь на деле. «Любовь долготерпит (macrothymei)» (1 Кор. 13,4), - говорит апостол Павел. Мерило же терпения верующе го в итоге не что иное, как «терпение Христово (hypomone tou Christou)» (2 Фес. 3,5). Вот почему отцы Церкви нередко называли терпение summa virtus (ср. Тертуллиан De patientia 1, 7). Без него нет ни веры, ни надежды, ни милосердной любви. Киприан Карфагенский писал: «Христианами нас делает вера и надежда, но дабы вера и надежда принесли плод, не обходимо терпение» (De bono patientiae 13). Терпение, укорененное во Христовой вере, становится «силой са мообладания» (Фома Аквинский), способностью не отчаиваться, не падать духом под бременем испытаний и лишений; кроме того - по стоянством, способностью продержаться, остаться самим собой и со хранить свой истинный облик; и наконец, способностью выдержать, поддержать других с их собственными историями жизни. В этом ду ховном делании нет ничего героического, достаточно верить в то, что и тебя, в свою очередь, поддерживают руки Христа, распростертые на Кресте. Берясь за это непростое дело, верующий укрепляется Господним обетованием: «Претерпевшийжедо конца спасется» (Мф. 10,22; 24,13). Обетованием, которое предполагает, что надлежит не только твер до держаться исповедуемой веры, но и на деле проявлять терпение и активную поддержку как в сфере внутрицерковных и внутриобщин- ных отношений (« облекитесь в [...] долготерпение, снисходя друг другу», (Кол. 3,12-13)), так и в сфере внешних (ad extra) связей со всеми други ми людьми («будьте долготерпеливы ко всем» (ІФес. 5,14)). Таким об разом, терпение как категория взыскательна и к внутреннему устро ению христианской общины, и к ее позиции в мире, среди прочих людей, среди неверующих. А взыскивая, она заставляет обо всем этом побеспокоиться! II. БОЛЕЗНЬ Читая Евангелие, нельзя не поразиться огромному числу физически или психически нездоровых («одержимых») людей, встретившихся Иисусу за время его исторического служения. Можно предположить, что в силу этой встречи с человечеством, обезображенным страдани ем, с особой глубиной раскрылась человечность Самого Иисуса, про являющаяся в сострадании и внимании к нуждающемуся человеку. Да и сама миссия Иисуса выражена в следующих Его словах: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2,17). Итак, в этих событиях есть и при- 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz