Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Терпение, болезнь, старость, смерть и вера ком, Он не торопит его с ответом, ожидая, что этим ответом станет обращение. Божье терпение не следует путать с бесстрастием Бога, напротив, речь идет о «неослабности Его Страстей» (Э. Юнгель1). За ним кроется прозорливость Его любви - любви, «не желающей смер­ ти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33,11), а также движущая сила обращения, даже если оно еще не завершено. Таким образом, терпение Бога нашло свое самое красно­ речивое выражение в страстях и распятии Христа: здесь асимметрия между Богом, претерпевающим муку, и грешным человеческим родом доходит до крайности и выражает неистовство любви и страдания Бога в Его распятом Сыне Иисусе Христе. С тех пор долготерпение как христианская добродетель - это «плод Духа» (Гал. 5, 22), ниспосланного Распятым и Воскресшим, и приобще­ ние к энергиям, исходящим из Пасхального события. Итак, для христианина терпение неотделимо от веры: это понятие включает как постоянство, то есть неподвластную времени веру, так и «способность воспринимать широко» (makrothymia), то есть умение жить в незавершенности, приемля ее. Второй из данных аспектов по­ казывает, что добродетель терпения непреложно смиренна: она при­ водит человека к признанию личной незавершенности и терпеливому отношению к самому себе. Убеждаясь в незавершенности и хрупкости взаимоотношений, она проявляется в терпеливости к другим; осозна­ вая, что Божественный замысел спасения еще не исполнился, она вы­ ражается в надежде, мольбе и чаянии спасения. Терпение - это добродетель Церкви, чающей Господа, ответственно живущей в «еще не», не предвосхищая конец и не мня себя венцом и полнотой Божественного замысла. Оно отвергает нетерпеливость как мистики, так и идеологии и в своих отношениях с ближним и Богом идет тернистым путем слушания, повиновения и ожидания к созида­ нию общения - пока неполного и обусловленного ходом истории - с Богом и другими людьми. Терпение - это умение считаться со време­ нем другого, вполне осознавая, что время лучше коротать не в оди­ ночку, а сообща, заполняя его взаимоотношениями, встречами, любо­ вью. Поэтому, наверное, беседа о терпении в наш век, оказавшийся во власти прелести, «времени разрозненности», оторванности и разоб­ щенности - когда под свободой зачастую подразумевается отсутствие всяческих уз и связей и возможность ни с того ни с сего взяться за очередной почин, заново начать все с чистого листа, аннулируя или стирая все, чем раньше жил, а главное, все отношения и взятые на себя обязательства, - покажется весьма неуместной, но вместе с тем и весьма злободневной, ведь для христиан терпение не менее суще­ ственно, чем любовь (агапэ), чем Сам Христос. 1Юнгель Эберхард (род. 1934) - немецкий протестантский теолог ХХ-ХХІ вв. (Прим. ред.). 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz