Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Игумен Митрофан (Баданин) Поврежденная грехом человеческая природа, как и любое иное повреждение, искажение, болезнь - для своего исцеления, восста новления в целостности требует труда, усилий, подвига, лекарства, оперативного вмешательства и тому подобного, а все эти действия немыслимы без страданий. И только таким образом я «усмиряю и по рабощаю тело мое» (1 Кор. 9,27). «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим. 2,3), - наставляет своего ученика апостол Павел и раскрывает нам величе ственную цель этого спасительного делания, - «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресениямертвых» (Флп. 3,10,11). Человеческое существо наше болеет и глубоко поражено, « изъязвле но » грехом. Это наше хроническое заболевание беспокоит любящего нас «Врача душ и телес», однако прописанные Им лекарства подчас бывают очень горьки, и процесс врачевания оказывается достаточно болезненным и близким к хирургическому вмешательству. Но, с другой стороны, человек, принявший в сердце полную готов ность пострадать, принимающий страдания с благодарностью, ста новится непобедимым, он неуязвим для злобы князя тьмы, он в себе одерживает победу над миром, который «лежит во зле» (ІИн .5 ,19). Эта парадоксальная мысль об исцеляющей силе скорбей, о принятии страданий с кротостью и смирением, высшую степень звучания об ретает в житиях святых мучеников. Новомученик Российский святи тель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), подводя итог выпавшим ему в жизни жестоким испытаниям за веру во Христа, пишет: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Эта уверенность во всепобеждающей силе страданий со Христом и за Христа остается неизменно твердой в течение двух прошедших тысячелетий, как свидетельство истинной веры всех поколений хри стиан, от первомучеников первых веков до новомучеников века XX: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притесне ниях за Христа. Ибо когда я немощен, тогда я силен!» (2Кор. 12,7-11). Именно таких людей избрал Себе Господь, «очистив Себе народ осо бенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2,14). Народ Христов есть «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы, возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2,9). «Вы друзья Мои, - говорит нам Господь, - Я уже не называю вас ра бами.., Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод... Я назвал вас друзьями» (Ин. 15,15). III. Избранничество человека Богом, особая угодность Господу ясно от крывается в скорбях и болезнях, сопровождающих жизненный путь 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz