Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Чем больше скорбь, тем ближе Бог все равно состоялось. Два года памяти смертной, два года скорбей - и, наконец, снятие диагноза. Да это тоже милость Божия, которую надо заслужить! И думаю, что такой урок ни для кого не прошел бы даром. «Благодарите Бога, что вы на добром пути. Болезнь ваша - вели­ кий дар Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите Бога - спасена будет душа ваша» (старец Арсений Афонский). Трудно далекому от Бога человеку воспринять свою болезнь как дар. Скорее, появление тяжелой болезни вызывает протест и недоумение: «За что мне это? И почему именно мне?» Болезнь, да еще онкологическая, - скорбь великая и непомерная. И никак не смириться, и не принять, и не хочется думать, а тем более ждать смерти. Страшно человеку, далекому от Бога, знать, что эта бо­ лезнь - прямая дорога к завершению земной жизни. Бойся не бойся, гони от себя эти мысли, но конец неизбежен, и приходится о нем думать. Одна женщина рассказывала, что, получив тяжелую травму и ясно представляя, что придется долго лежать в немощи и испытывать все неудобства этого состояния, молилась молитвой Спасителя в Гефси- манском саду: «"Отче, если можно, пронеси чашу сию мимо меня, впро­ чем не как я хочу, но как Ты". Если мне придется испить ее, то не буду роптать, буду терпеть». И терпела эту болезнь, во спасение души по­ сланную. Но такое осознание болезни возможно только верующему человеку. Неверующий же, по словам святителя Николая Сербского, принимает такое «наказание, как трехжильным бичом: неведением, беспокойством и отчаянием». Часто заболевший начинает испытывать агрессию к окружающим, и с этим мы, бывает, встречаемся. Но, как правило, онкологическое за­ болевание протекает довольно длительно и, пройдя стадии протеста и агрессии, человек смиряется и начинает задумываться не только о том, за что послана болезнь, но и, самое главное, для чего. Он задумывается, как прожил земную жизнь, сколько жить еще осталось и о том: «Что же будет дальше, за чертой вечности?» У таких больных душа готова воспринять слово о Боге, задуматься о жизни Вечной. В этот момент важно, чтобы рядом оказался человек, способный донести эти знания, что, порой, непросто. Ведь речь идет о спасении души. Души спасает Господь, мы же все избраны быть орудием в руках Божиих. Иной раз я так и говорю больным: «В этом бурном море я всего лишь бревно, которое вам дал Господь. Хватайтесь! Ухватитесь, помо­ гу плыть». Сравнение грубое, но понятное. Мы, работающие с умира­ ющими, может быть, последняя надежда для их спасения, которую им дарует Господь. Это очень ответственно - быть соработником Господу. Это великое доверие, которое страшно не оправдать. Очень непросто помочь человеку прийти к Богу, если вся жизнь прожита без Него. Но милостивый Господь «близ есть, при дверех» каждого сердца. Нам дано только помочь приоткрыть эту дверь, остальное довершит Господь. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz