Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Покорение суете: процессы распада и страдание твари По одному из современных определений, «страдание — это сово купность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоци ональный дискомфорт, боль, стресс, муки». При этом страдание явля ется центральным понятием в православной сотериологии и одним из факторов душеспасения. По словам св. апостола Павла, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22). Опре деленные возможности для трансляции святоотеческих суждений на естественнонаучный язык представляет знаменитый труд преподоб ного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Страдание твари в понимании прп. Иоанна Дамаскина и его современная интерпретация Говоря о страдании, преподобный Иоанн в чрезвычайно емкой фор ме дает исчерпывающее представление об этом состоянии как для че ловека, обладающего волей и способностью к выбору своих действий, так и для неразумных тварей, этими способностями не располагаю щими. Применительно к страданиям бессловесных тварей особый ин терес представляют следующие мысли подвижника: (1) «...страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удоволь ствие и неудовольствие»; (2) «общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными си лами»; и (3) «именно действие есть движение, согласное с природою, страдание же - действие, противное природе. Вэтом смысле действие называется страданием, когда предмет движется несообразно с при родой, - безразлично, исходит ли движение от самого него или от другого предмета»10. (1). Очевидно, что такое понимание страдания расходится с совре менным. Преподобный Иоанн описывает его как состояние, которое сменяется либо «удовольствием», либо «неудовольствием». Второе, скорее всего, и соответствует собственно страданию в современном понимании - «совокупности крайне неприятных, тягостных или му чительных ощущений живого существа». Проецируя это суждение преподобного на представления современной физиологии животных и человека, можно думать, что ближайшим к нему является понятие стресса Ганса Селье11: «Стресс есть неспецифический ответ организ ма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызыва При. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 2, гл. 22. 1 Ганс Селье (1907-1982) - канадский патолог, эндокринолог, разрабатывал теорию стресса как общего адаптационного синлрома организма. (11рим. ред.) 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz