Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Жиров В. К. дательности. При этом сочувствие к человеческим страданиям явно притупилось в силу растущей юридичности западной культуры и вы текающего из нее убеждения, что каждый в итоге получает по заслугам, о чем красноречиво свидетельствует недавно высказанная идея «пре зумпции виновности» человека перед «...великим разнообразием»8. Таким образом, по мере угасания веры в значительной части евро пейского общества, его отношение к одной из важнейших в христи анском вероучении проблеме страдания претерпело существенную эволюцию. Выпадение из круга Литургического единства, начало которому было положено католицизмом, достигло расцвета в проте стантизме и завершилось атеизмом, при общем росте безразличия к чужим страданиям - сначала животных, а потом и человека. Достиг нув апогея и продемонстрировав таким образом свои злокачествен ные плоды, безбожие неожиданно уступило позиции многобожию, которое было охотно воспринято наиболее образованной частью общества в форме биоцентризма - по психологическому контрасту, влиянию идей гуманизма, но прежде всего - отсутствию здорового религиозного чувства, активно искоренявшегося на протяжении не скольких столетий. Ответ на первый - традиционный для России - вопрос «кто вино ват?» не требует длительных раздумий, если искать его в духовной, а не материальной сфере, и очевиден для каждого православного христи анина. Практически более важным сейчас представляется следующий традиционный вопрос: «что делать?». Очевидно, что коллективное со знание современного западного общества, а вслед за ним - и россий ской интеллигенции, к настоящему времени слишком далеко зашло в своем рационализме, чтобы непосредственно воспринимать чисто духовные аргументы. Вполном соответствии с мрачными прогнозами Д. Оруэлла9, даже в современном обиходном русском, не говоря о ев ропейских языках, с трудом находят себе место и кажутся архаически ми понятия благодати, жертвы и любви в ее христианском смысле. В связи с этим единственно возможным путем доведения главных прин ципов христианского веро- и нравоучения до современного общества, особенно его образованной части, представляется сейчас максималь ное использование в миссионерской деятельности языка естествен ных наук. Несмотря на существенные семантические ограничения, многие духовные истины могут быть донесены с его помощью до со временной интеллигенции. В этом смысле чрезвычайно емкая тема страдания, различные аспекты которой охватывают как материаль ную, так и духовную сферы, особенно интересна. 8 Гѵсев М. В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме. Вестник МГУ, серия 16 (Биология), 1991 № 1, с.1 -6. 4 Джордж Оруэлл (1903-1950) - английский писатель и публицист, фантаст-футѵролог, прогнозировавший политическое и социальное устройство мира будущего. (Прим. ред.) 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz