Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Покорение суете: процессы распада и страдание твари те «У Троицы окрыленные»4. И отвечает самому себе словами одного из старцев: «Именно потому и страдаем, мой друг, что благ Господь». Это утверждение выглядит особенно парадоксальным сейчас, с точки зрения большей - атеистической - части общества. Впрочем, эту ис тину трудно понять и современным язычникам, ведь она открывается только через христианское осознание смысла первородного греха и масштабов катастрофы грехопадения. Міровосприятие современного образованного язычества, очередное формирование которого в Европе началось более четырех столетий назад, строится на примате науки - порождении рационального человеческого ума - над Божественным Промыслом и религиозным озарением. Однако ни языческий, ни - тем более - атеистический рационализм не способны подняться над антиномией5 добра и зла человеческих страданий. Но если присущая западной культуре юридичность еще способна в какой-то мере примириться с ней, используя в качестве оправдательного мотива первородный грех, признание неизбежности страданий бессловесных тварей в нашем падшем мире является для данного восприятия воистину недостижимой высотой. Последние десятилетия эти особенности коллективного сознания стремительно глобализирующегося мирового сообщества представ ляются особенно важными для понимания духовных истоков биоцен тризма - одного из наиболее ярких проявлений неоязычества. Био центризм - система взглядов, ставящая во главу угла экологических проблем потребности биологического разнообразия6, - первоначаль но складывался как идеологическая форма протеста против хищни ческого отношения к природе погрязшего в своем эгоизме, забывше го Бога человека. Ее скрытая антихристианская сущность отчетливо проявилась в философии «глубинной экологии» А. Нэша7, утвержда ющей необходимость духовного соединения человека со всеми фор мами жизни. В общественном сознании разграничение страданий человека и прочих тварей происходило по мере развития атеистического міровосприятия с начала Нового времени. Эта тенденция достигла вершины своего развития в откровенно богоборческих режимах XX века, где природа целиком отдавалась на откуп экономическим инте ресам или политическим амбициям общества, хотя жизнь большин ства его членов при этом также ценилась не слишком высоко. В результате последующей либерализации общества в его сознании наметилась смена отношения к «скорбям и мучениям» бессловесных тварей от потребительского равнодушия к преувеличенной состра- 1 Тихон (Агриков), архимандрит. У Троицы окрыленные. Ч. I. Духовные наставления. 1950-1955 гг. Антиномия (от анти... и греч. nom os - закон; буквально - противоречие в законе) - противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. (Прим. ред.) Олескин А. Б. Биополитика. М., МГУ, 2001.423 с. Naess A. A Defence o f the Deep Ecology Movement/./Environmental Ethics, 1984. № 6, p. 17-26. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz