Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Покорение суете: процессы распада и страдание твари те «У Троицы окрыленные»4. И отвечает самому себе словами одного из старцев: «Именно потому и страдаем, мой друг, что благ Господь». Это утверждение выглядит особенно парадоксальным сейчас, с точки зрения большей - атеистической - части общества. Впрочем, эту ис­ тину трудно понять и современным язычникам, ведь она открывается только через христианское осознание смысла первородного греха и масштабов катастрофы грехопадения. Міровосприятие современного образованного язычества, очередное формирование которого в Европе началось более четырех столетий назад, строится на примате науки - порождении рационального человеческого ума - над Божественным Промыслом и религиозным озарением. Однако ни языческий, ни - тем более - атеистический рационализм не способны подняться над антиномией5 добра и зла человеческих страданий. Но если присущая западной культуре юридичность еще способна в какой-то мере примириться с ней, используя в качестве оправдательного мотива первородный грех, признание неизбежности страданий бессловесных тварей в нашем падшем мире является для данного восприятия воистину недостижимой высотой. Последние десятилетия эти особенности коллективного сознания стремительно глобализирующегося мирового сообщества представ­ ляются особенно важными для понимания духовных истоков биоцен­ тризма - одного из наиболее ярких проявлений неоязычества. Био­ центризм - система взглядов, ставящая во главу угла экологических проблем потребности биологического разнообразия6, - первоначаль­ но складывался как идеологическая форма протеста против хищни­ ческого отношения к природе погрязшего в своем эгоизме, забывше­ го Бога человека. Ее скрытая антихристианская сущность отчетливо проявилась в философии «глубинной экологии» А. Нэша7, утвержда­ ющей необходимость духовного соединения человека со всеми фор­ мами жизни. В общественном сознании разграничение страданий человека и прочих тварей происходило по мере развития атеистического міровосприятия с начала Нового времени. Эта тенденция достигла вершины своего развития в откровенно богоборческих режимах XX века, где природа целиком отдавалась на откуп экономическим инте­ ресам или политическим амбициям общества, хотя жизнь большин­ ства его членов при этом также ценилась не слишком высоко. В результате последующей либерализации общества в его сознании наметилась смена отношения к «скорбям и мучениям» бессловесных тварей от потребительского равнодушия к преувеличенной состра- 1 Тихон (Агриков), архимандрит. У Троицы окрыленные. Ч. I. Духовные наставления. 1950-1955 гг. Антиномия (от анти... и греч. nom os - закон; буквально - противоречие в законе) - противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. (Прим. ред.) Олескин А. Б. Биополитика. М., МГУ, 2001.423 с. Naess A. A Defence o f the Deep Ecology Movement/./Environmental Ethics, 1984. № 6, p. 17-26. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz