Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Игумен Дамаскин (Орловский) Все эти ужасающие обстоятельства времени, этот конвейер мучений и смертей, по сути, являлись «моментами истины» для многих веру ющих людей. Теми спасительными моментами жизни, когда Господь давал возможность очнуться от всякого греха, от всякой самоправед- ности душевной и через свои крестные страдания соединиться с Госпо дом. Но, увы, подчас именно в этот момент исповедник, следуя своей пораженной грехом психологии и плотскому мудрованию, мог начать рассуждать, что все это ему следует оставить до другого случая, а сейчас надо пойти на всё, лишь бы освободиться от этой угрозы смерти. С точ ки зрения психологии человек-христианин, оказавшись под следстви ем в XX веке и не устоявший, подписавший под давлением следствия те или иные лжесвидетельства, «сделал это по неизбежности, попав в трудное положение». Именно потому некоторые репрессированные, хотя и переступили через порог тюрьмы, но вовсе не вошли в число мучеников и исповедни ков XX века. Таким образом, даже в случаях массовых арестов и казней число мучеников и исповедников вовсе не будет равно числу расстре лянных, умерших в лагерях и ссылках. Они все равно всегда останутся «малымстадом» (Лк. 12,32). Столь масштабное гонение на Русскую Православную Церковь в XX веке было всего лишь массовой раздачей множества личных билетов и премий для спасительного входа в Рай, но это еще не означало до браться до него. Для этого требовалось множество условий, и прежде всего и главное - согласие с этим билетом самого человека, понимание его значимости, что он и есть та самая евангельская жемчужина (см. Мф. 13,46), которую человек не искал, но ему вручил ее Сам Господь. В 1938 году советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения Церкви был доведен до со стояния необратимости. Если уничтоженные или превращенные в скла ды храмы можно было в обозримой перспективе восстановить или от строить заново, то расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невос полнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и рев ностных пастырей, множества подвижников благочестия значительно понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана «соль земли » (Мф. 5,13), что привело его в угрожающее состояние духов ного разложения. Надо сказать, что и во все время Великой Отечественной войны не прекращались аресты духовенства. В 1943 году было арестовано бо лее 1 тысячи православных священников, 500 из них расстреляно. В 1944-1946 годах количество смертных казней ежегодно составляло более 100 человек. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz