Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Игумен Митрофан (Баданин) ции во Вселенной: «проклята земля за тебя» (Быт. 3, 18). Эта вселен ская катастрофа наступила сразу после совершения людьми первого в истории человечества греха. Человек от своего сотворения был наделен от Господа особой вла стью над миром и величайшей ответственностью перед всем творени ем, ибо «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножай тесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...» (Быт. 1,28). Но, увы, «земля», материя как основа творения, как суть «всякой твари», повредилась грехом человека, в ней появился изъян, болезни, мучения. С тех пор «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами,... в себе стенаем, ожидая... искупления тела нашего» (Рим. 8, 22; 23). Однако возможность упомянутого апостолом «искупления тела на шего» касается только лишь христиан и есть как раз путь исцеления, врачевания тех последствий греха, которые живут в материи нашего тела, в той самой «проклятой земле». Путь этого исцеления открыл нам Христос, Спаситель мира. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», и в Своем человече ском Теле Господь наш, «мужскорбей, изведавший болезни», воспринял то самое «проклятие», повреждение «земли», ибо «наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис. 53, 4; 5). То есть всю тяготу, что наследу ет человек в своем теле вследствие грехопадения, исказив «образ и подобие Божие», Христос Спаситель берет на Себя, принимая «об раз и подобие человека». О том и слова апостола: «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 8). Это был акт величайшего смирения Бога перед немощами падшей тва ри, перед homo noxiosus (человеком грешным), Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 9). Этот путь страданий Христа принес благодатнейший плод: «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Учение о спасении человека добровольными страданиями вопло тившегося Христа отражают самую суть, сердцевину величественных событий, произошедших во Вселенной две тысячи лет назад, когда Господь «отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Наша любовь и благо дарность к Спасителю зиждется на понимании всецелой доброволь ности Его страданий, понесенных «насради человек и нашегоради спа сения». О том и слова обращения Христа к иудеям в Иерусалимском храме: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. От этих слов опять произошла междуИудеями распря» (Ин. 10,18). И в наше время мир, который не принимает Христа, естественно, не принимает и этого пути страданий, предложенного Христом, добро го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz