Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Игумен Митрофан (Баданин) ции во Вселенной: «проклята земля за тебя» (Быт. 3, 18). Эта вселен­ ская катастрофа наступила сразу после совершения людьми первого в истории человечества греха. Человек от своего сотворения был наделен от Господа особой вла­ стью над миром и величайшей ответственностью перед всем творени­ ем, ибо «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножай­ тесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...» (Быт. 1,28). Но, увы, «земля», материя как основа творения, как суть «всякой твари», повредилась грехом человека, в ней появился изъян, болезни, мучения. С тех пор «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами,... в себе стенаем, ожидая... искупления тела нашего» (Рим. 8, 22; 23). Однако возможность упомянутого апостолом «искупления тела на­ шего» касается только лишь христиан и есть как раз путь исцеления, врачевания тех последствий греха, которые живут в материи нашего тела, в той самой «проклятой земле». Путь этого исцеления открыл нам Христос, Спаситель мира. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», и в Своем человече­ ском Теле Господь наш, «мужскорбей, изведавший болезни», воспринял то самое «проклятие», повреждение «земли», ибо «наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис. 53, 4; 5). То есть всю тяготу, что наследу­ ет человек в своем теле вследствие грехопадения, исказив «образ и подобие Божие», Христос Спаситель берет на Себя, принимая «об­ раз и подобие человека». О том и слова апостола: «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 8). Это был акт величайшего смирения Бога перед немощами падшей тва­ ри, перед homo noxiosus (человеком грешным), Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 9). Этот путь страданий Христа принес благодатнейший плод: «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Учение о спасении человека добровольными страданиями вопло­ тившегося Христа отражают самую суть, сердцевину величественных событий, произошедших во Вселенной две тысячи лет назад, когда Господь «отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Наша любовь и благо­ дарность к Спасителю зиждется на понимании всецелой доброволь­ ности Его страданий, понесенных «насради человек и нашегоради спа­ сения». О том и слова обращения Христа к иудеям в Иерусалимском храме: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. От этих слов опять произошла междуИудеями распря» (Ин. 10,18). И в наше время мир, который не принимает Христа, естественно, не принимает и этого пути страданий, предложенного Христом, добро­ го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz