Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Взгляд святителя Луки на здоровье и болезни человека пожелаете»1. Именно поэтому, наставляя на будущее тех, кто соберется описывать его жизнь, святитель Лука подчеркивал, что ни в коем слу чае не должно отделять облик «архиепископа Луки» от лица «хирурга Войно-Ясенецкого». Осознание удивительной плодотворности этого синтеза и уникальности жизненного пути святителя Луки заставляет в глубоком почтении склонять головы и врачей и духовенство. В своем известном сочинении «Дух, душа и тело», написанном в безбожные сороковые годы XX века, святитель решительно проти востоит утверждениям о непримиримом противоречии науки и рели гии. Своими глубокими богословскими размышлениями о проблемах христианской антропологии святитель Лука утверждает православное понимание природы человека. «Все, что происходит в теле, все физио логические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над телом»2. Рассматривая трехсоставность человеческого существа, оцени вая взаимоотношение духа, души и тела, автор делает принципиаль ный вывод об уникальности этого феномена. Осознание этого факта, в свою очередь, ставит перед врачом задачу комплексного подхода к проблеме болезни человека и его лечения. «Приступая к операции, - указывает профессор, - надо иметь в виду не только брюшную по лость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется "случаем"». Святитель подчеркивает уникальность человека как «штучного» творения Божьего, созданного по особому замыслу, «по образу Божье му и по подобию». «Все в мире имеет дары Духа Божия, - пишет влады ка Лука, - природа имеет Дар бытия, все живое - еще и Дар жизни, но лишь человек, - подчеркивает святитель, - имеет Дар Богоподобия»3. Особо интересной представляется концепция владыки о челове ческом сердце как важнейшем органе чувств и месте сосредоточения религиозных переживаний и молитвенных усилий. Святитель дает обоснование известной способности верующего человека сердечным образом познавать мир и постигать жизнь, чувствуя и пропуская ее че рез свое сердце: «Каково сердце наше, такова и деятельность наша»4. Утрата этой способности многими нынешними людьми, нарушение гармонии в человеческом существе и, как следствие, фундаменталь ное нездоровье есть результат целенаправленной разрушительной работы профессиональных борцов с верой. «Не в этом ли кризис со временного образованного человека, что у негоум с сердцем не в ладу? - задает справедливый вопрос святитель. - Не эта ли доминирующая 1 Лисичкин В. А. Крестный путь святителя Лѵки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 131. Удивительно, что спустя две тысячи лет приемы «князя тьмы» остаются неизменными. Такими же словами сатана искушал Христа в пустыне, предлагая все блага и богатства мира: «всёэто дам Тебе,если, пав, поклонишься мне» (Мф.4,9). - Лѵка (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М.. 1997. С. 343. ; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. М., 1994. С. 42. 1 Лѵка (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 273. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz