Митина Е. Г. Эколого-образовательная среда как фактор устойчивого развития региона // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 70-73.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС МИТИНА Е. Г. ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА «Экологический вызов» современной цивилизации актуален как на глобальном, так и на локальном уровне, в том числе и региональном. Мурманская область — территория, ис­ пытывающая высокую степень антропогенного воздействия, интенсивность которого нарас­ тала на протяжении всего XX века. Промышленное освоение региона способствовало дегра­ дации высокоширотных экосистем, сокращению биоразнообразия, урбанизации природных ландшафтов. В этих условиях переход к устойчивому развитию становится важнейшим спо­ собом преодоления сложившихся противоречий в системе «человек — общество — при­ рода» на региональном уровне. В модели устойчивого развития человечества ведущим законом становится развитие качеств человека. Повышение экологической культуры общества, экологическое самоо­ пределение людей, овладение технологией социального проектирования — необходимое условие устойчивого развития. Основным фактором воспроизводства общественного интел­ лекта, науки и культуры становится непрерывное образование, образование для жизни и в течение всей жизни. В свою очередь, современное образование характеризуется расшире­ нием и стиранием границ образовательных систем, обусловленных наращиванием объемов и интенсивности социально-коммуникативных процессов в обществе. В связи с этим про­ ектирование, конструирование и создание развивающих образовательных сред становится важнейшей составляющей любой образовательной деятельности. В широком смысле эколого-образовательная среда рассматривается исследователя­ ми как «экологический класс различного территориального ранга» и как «фактор развития экологической культуры учителя» [1, с. 3]. Эколого-образовательная среда, которая реали­ зует принцип «вживания» в экологическую ситуацию на основе сочетания чувственного и логического познания, способствует «формированию образа территории» [1]. Эколого­ образовательное пространство высшего образования в статье [5] трактуется как «часть со­ циального пространства, в рамках которого осуществляется нормированная образователь­ ная деятельность субъекта, направленная на усвоение экологической знаний, формирование умений и экологической культуры». Аттрактивная эколого-образовательная среда является условием развития региона, фактором развития нравственно-экологических ценностей [7]. Эколого-образовательная среда региона рассматривается «фрагмент пространства, обла­ дающего целостностью, пространства познаваемого, конструируемого и обустраиваемого субъектами в процессе жизнедеятельности и представляющей собой социокультурный фе­ номен» [6]. Экологические свойства образовательной среды и функционирующих в ее пре­ делах систем проявляются в способности воздействовать друг на друга, адаптироваться друг к другу, а, следовательно, совместно развиваться в результате взаимного влияния. Важно понимание региона как действующей общности, отличающейся единством экономической, политической и духовной жизни, как пространства, способствующего социализации челове­ ка, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств [2]. Объективными показателями любой образовательной среды являются насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации). Потенциал и факторы среды определяют динамический характер эколого-образовательной среды региона как сто­ хастической (вероятностной) системы, в то время как состав и структура обеспечивают ее статичность во времени и пространстве (табл. 1). 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz