Митина Е. Г. Эколого-образовательная среда как фактор устойчивого развития региона // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 70-73.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС деятельность на территории области подразделений Кольского научного центра российской академии наук (Мурманский морской биологический институт, Институт промышленной эко­ логии Севера, Институт геологии, Полярно-Альпийский ботанический сад-институт), а также Полярного института рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича, трех запо­ ведников, расположенных на территории области. Все перечисленные структуры имеют бо­ гатую научную историю, специалисты признаны не только на уровне нашей страны, но и в международном научном сообществе. ■ ■ ■ Рис. 1. Территориальное расположение некоторых элементов эколого-образовательной среды региона Благодаря их деятельности собран и обработан огромный массив сведений о назем­ ных и морских экосистемах. При этом проделана большая работа по обеспечению открыто­ сти и доступности этой информации для различных целевых групп населения, что, в свою очередь, способствовало насыщению эколого-образовательной среды региона. В качестве примеров можно привести «Летопись природы», «Птицы Пасвика», «Лапландский заповед­ ник», CD-диски с информацией о природе региона, сайты, сборники научных трудов, моно­ графии и пр. Привлечение регионального научного сообщества к образовательным процес­ сам способствовало становлению и развитию подготовки специалистов в сфере биологии и экологии, биологического и экологического образования. Таким образом, эколого-образовательная среда региона как «образ территории» во времени и пространстве предстает в единстве ее природных и социокультурных составляю­ щих (рис. 2). Связи между структурными компонентами эколого-образовательной среды региона обеспечивают ее целостность, относительную автономность и внутреннее постоянство (го­ меостаз), эмерджентность по отношению к внутренним средам. Целостность эколого-образовательной среды региона предполагает состояние общ­ ности и взаимодействия природного и социального компонентов во всем многообразии их проявления. Относительная автономность эколого-образовательной среды региона — способность сохранять обособленность организационной структуры в условиях воздействия внешней среды (например, других регионов). Гомеостаз эколого-образовательной среды региона определяет ее способность к само­ регуляции при относительном постоянстве структурных компонентов среды. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz